logo
Нравственное воспитание детей

2.2 Программа уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Одной из важнейших задач, которая стоит перед учителем, является формирование таких качеств личности как совесть, долг, честь, достоинство, патриотизм. Каждый понимает, что их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать всегда, при любых социально-экономических условиях. Как никогда, актуальна эта проблема и сейчас. В эпоху отрицаний всяческих идеалов и вечной занятости родителей, у которых очень мало времени остается на воспитание собственных чад, школа берет на себя еще и роль семьи по введению в жизнь маленького человека понятий  этики, гражданской идентичности, добра и зла.

На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор произведений автором-разработчиком.

В данной работе нами была разработана система уроков литературного чтения для 3 класса, направленных на развитие нравственных качеств учащихся на примере курса «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России» (Таблица 1)

Таблица 1 – Содержание нравственного воспитания для учащихся 3 класса на уроках литературного чтения

№ пп

Нравственное качество

Литературное

произведение

Работа над понятиями

Содержание работы

1

Патриотизм

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

И.З. Суриков. «Детство»,

Любовь к природе родного края

Наблюдение за объектами живой природы.

Анализ литературного произведения.

Этап рефлексии

2

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие

Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя),

А. И. Куприн «Слон»

Сострадание, сердечное отношение ко всему живому

Анализ литературного произведения.

Этап рефлексии

3

Героизм, отвага, верность

Л.Н. Толстой

«Акула», «Прыжок»,

Решительность, настойчивость

Анализ литературного произведения.

Этап рефлексии.

Ситуация, требующая нравственного выбора.

4

Долг, ответственность

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

А.И. Куприн «Лев и собачка»,

Долг перед родными и близкими.

Ответственность за слабого

Анализ литературного произведения. Этап рефлексии.

5

Сплочённость, коллективизм

«Иван-царевич и Серый Волк»,

Забота и помощь в семье

Анализ литературного произведения.

Этап рефлексии

6

Совесть, совестливость

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Н.Н. Носов «Федина задача»

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

Бессовестность

Формирование совестливости через внешнее моральное требование

Анализ литературного произведения.

Этап рефлексии.

Конспекты уроков по литературному чтению для 3 класса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ А.

На уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Поэтому в работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения важно опираться на выбор методов и приемов на каждом этапе урока литературного чтения.

Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач необходимо разнообразить работу, используя различные приемы:

1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами, литературное произношение которых не всегда соответствует тому, что слышат дети (например: цепочка, алфавит и др.). Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».

2) Ритмичное чтение.

3) Работа со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать ее.

4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.

5) Использование работы в группах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по очереди. По окончании задается вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища (а они очень критичны), но и уметь сказать друг другу теплое слово поддержки.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача учителя – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества детей и оставляет у них ощущение праздника.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении.

Обязательный элемент на уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В практике необходимо использовать следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках использовались такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Итог урока можно предложить подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.