2.2 Программа уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников
Одной из важнейших задач, которая стоит перед учителем, является формирование таких качеств личности как совесть, долг, честь, достоинство, патриотизм. Каждый понимает, что их нужно воспитывать с младенчества, воспитывать всегда, при любых социально-экономических условиях. Как никогда, актуальна эта проблема и сейчас. В эпоху отрицаний всяческих идеалов и вечной занятости родителей, у которых очень мало времени остается на воспитание собственных чад, школа берет на себя еще и роль семьи по введению в жизнь маленького человека понятий этики, гражданской идентичности, добра и зла.
На уроках литературного чтения эта идея воплощается через грамотный, умелый подбор произведений автором-разработчиком.
В данной работе нами была разработана система уроков литературного чтения для 3 класса, направленных на развитие нравственных качеств учащихся на примере курса «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России» (Таблица 1)
Таблица 1 – Содержание нравственного воспитания для учащихся 3 класса на уроках литературного чтения
№ пп | Нравственное качество
| Литературное произведение | Работа над понятиями | Содержание работы
|
1 | Патриотизм | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», | Любовь к природе родного края
| Наблюдение за объектами живой природы. Анализ литературного произведения. Этап рефлексии |
2 | Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие | Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), А. И. Куприн «Слон» | Сострадание, сердечное отношение ко всему живому
| Анализ литературного произведения. Этап рефлексии |
3 | Героизм, отвага, верность | Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», | Решительность, настойчивость
| Анализ литературного произведения. Этап рефлексии. Ситуация, требующая нравственного выбора.
|
4 | Долг, ответственность | М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Лев и собачка», | Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого
| Анализ литературного произведения. Этап рефлексии.
|
5 | Сплочённость, коллективизм | «Иван-царевич и Серый Волк», | Забота и помощь в семье
| Анализ литературного произведения. Этап рефлексии |
6 | Совесть, совестливость | М.М. Зощенко «Золотые слова» Н.Н. Носов «Федина задача» В.Ю. Драгунский «Друг детства».
| Бессовестность Формирование совестливости через внешнее моральное требование
| Анализ литературного произведения. Этап рефлексии.
|
Конспекты уроков по литературному чтению для 3 класса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ А.
На уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Поэтому в работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения важно опираться на выбор методов и приемов на каждом этапе урока литературного чтения.
Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и задач необходимо разнообразить работу, используя различные приемы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами, литературное произношение которых не всегда соответствует тому, что слышат дети (например: цепочка, алфавит и др.). Используется чтение «спринт», «разведка», «снежный ком».
2) Ритмичное чтение.
3) Работа со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем. Стараемся в каждой найти свою историю, проанализировать ее.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок.
5) Использование работы в группах, как при проверке домашнего задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением читают по очереди. По окончании задается вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища (а они очень критичны), но и уметь сказать друг другу теплое слово поддержки.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача учителя – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества детей и оставляет у них ощущение праздника.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении.
Обязательный элемент на уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
В практике необходимо использовать следующие личностно-развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках использовались такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Итог урока можно предложить подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет мне избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
- 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
- 1.1 Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности нравственного воспитания младших школьников
- 1.3 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников
- 2 Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
- 2.1 Анализ учебных программ по литературному чтению
- 2.2 Программа уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников
- 2.3 Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках чтения