2.3 Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.
Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию нравственных качеств в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности должен использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности [42].
Уроки литературного чтения, на которых ученики под руководством учителя читают большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.
Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, уровень осмысления нравственных проблем, поставленных его автором.
Нравственный потенциал произведения не переходит сам собой во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности не прямо сформулированы, а «впаяны» в художественный текст. Значит, задача школы, учителя – организовать процесс глубокого, полноценного, воспитывающего восприятия учеником-читателем художественного текста и нравственных ценностей, заключенных в нем [34].
В начальной школе необходимо научить детей приемам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать». В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:
– умение представить картину, нарисованную автором;
– умение сопереживать героям произведения;
– умение понять авторскую мысль [2].
Развитие ученика-читателя идет путем усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного.
Основной методический путь формирования навыков анализа – вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Главная работа на уроке ведется вокруг непонятного, «странного» слова, идет через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается любованием словом.
Перечитывание текста – непременный и очень важный технологический прием работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является второе, потому что, тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым» [1].
Учитель организует и направляет читательскую деятельность учащихся как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. Причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.
Уже в течение первого года учащиеся получают нравственные представления: о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении ко всему живому, о великодушии, о настойчивости и смелости, о способности человека на поступок [42].
В учебнике «Литературное чтение» изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия.
Вместе с тем, задания на уроках должны давать «пищу для ума», побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки – это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, «сближать» далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образование систематизированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развитие и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитание обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям институтам государства и гражданского общества;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свободе совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни. Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности в начальной школе.
Формирование нравственного развития младших школьников реализуется в рамках урочной, внеурочной, общественно полезной, трудовой, эстетической деятельности на основе базовых национальных ценностей.
В решении главной задачи школы – формировании образованной, культурной личности - трудно переоценить значение предмета «Литература» («Литературное чтение» в начальных классах), поскольку содержание этого курса - изучение детьми художественных произведений, а цель его - восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте.
Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребенка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», Содержание современных учебных программ по литературному чтению обладает значительным воспитательным потенциалом.
Задачи нравственного воспитания в процессе литературного чтения:
– ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
– знакомство с нравственными качествами человека (нравственным образом) и развитие самооценки;
– формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;
– воспитание доброжелательности, милосердия, сострадания, отзывчивости, ответственности;
– формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.
Таким образом, программа курса воспитательного чтения должна иметь широкую культурологическую базу и направляться на:
– культуру мышления (способность «морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
– культуру чувств (способность к сочувствию, к переживанию, к сопереживанию); - культуру общения и поведения (способность правильно себя вести и общаться).
Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.
Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.
От учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников.
Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. / С. Дивногорцева. – Волгоград, 2011. – 90 с.
2. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2010. – 223 с.
3. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев. – Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 2011. – 30 с.
4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 78-80
5. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: АСТ, 2011. – 210 с.
6. Асмолов, А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов. – М.: Логос, 2011. – 99 с.
7. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Академический проект, 2010. – 460 с.
8. Бабаян, А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. – 2012. – № 2. – С.67-78.
9. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. – М.: АСТ-пресс, 2011. – 207 с.
10. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // вопросы психологии / Л.И. Божович. – М.: Академический проект, 2010. – 310 с.
11. Божович, Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста Проблемы формирования личности: избр. псих. Труды / Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж: Педагогика, 2011. – 277 с.
12. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – М.: Академия, 2010. – 216 с.
13. Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Бондырев. – М: Система-М, 2012. – 320 с.
14. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. –М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель», 1999. – 1268 с.
15. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Книга, 2011. – 350 с.
16. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших школьников / Л. П. Бразговка. – Этическое воспитание. – 2012. – № 8. – С. 53-60
17. Виноградова Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. – М.: Айрмс-пресс, 2013. – 400с.
18. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г.Ф. Гаврилычева. – Начальная школа, 2011. – № 7. – С. 13
19. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Академия, 1999. – 900 с.
20. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк. – Педагогика. – 2010. – № 9 – С. 63-88
21. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. – 240 с.
22. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А.Ккалюжный. – М.: академия, 2011. – 187 с.
23. Капрова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Капрова. – М: АСТ, 2012. – 320 с.
24. Козлов, Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Е.П. Козлов. – М.: Академия, 2013. – 130 с.
25. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. – №11. – С.15-17.
26. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2010. – №7. – С. 21-29.
27. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М.: Белая гвардия. – 368 с.
28. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. матвеева. – М.:Академия, 2012. – 140 с.
29. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Владос, 2010. – 490 с.
30. Педагогическая энциклопедия / под ред. С. М. Леонтьева; Т.3. – М.: Академия,2010. – 1435 c.
31. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с.
32. Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Т. И. Петракова, Е. Б. Евладова – М.: Дрофа, 2014. – 53 с.
33. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн. 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. – М.:Академический проект, 2011. – 320 с.
34. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. –2010. – №3. – С. 78-91.
34. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учебно-метод. пособие / В. Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 189 с.
35. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О. В. Шарапова // Начальная школа. – 2010. – № 1. – С. 42-45.
36. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А. К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2014. – 103 с
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме
«А.И. Куприн «Слон»
Тип урока: решение частных задач
Цель: учить воспринимать и анализировать прочитанное.
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
– -ознакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»;
– научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
Метапредметные:
– познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
– регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);
– коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Организационная структура урока
I. Организация начала урока
– Проверим готовность к уроку.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра:
Я желаю тебе добра,
ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно
и увлекательно.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
– Где в России можно встретить слона? (Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран, его можно увидеть в зоопарке или в цирке).
Сообщения детей о слонах:
1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
4) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?
– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».
– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
– Прочитайте скороговоркой.
3. Работа над пословицами .
– Прочитайте пословицы, объясните их смысл
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.
(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
Физминутка
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы продолжим знакомство с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».
IV. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Словарная работа.
-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.
Какие непонятные слова встретились вам во время чтения? (Гостиная - комната для приема гостей.
Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.
Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Зверинец – место, где содержат зверей для показа.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 м.
Высота 3· 0.71=2,13м
4.4́·4=17.6 см
2.13м+17.6см=2м 30см
Длина 4·0.71=2м84см
Вес 112·16.38=1834.56 кг
Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.
Ром – род крепкого алкогольного напитка.
Передняя – нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.
– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
2. Решение кроссворда.
КРОССВОРД
Вопросы:
1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
3. Какой торт купили папа? (Фисташковый.)
4. Как звали слона? (Томми.)
5. В какое время суток вели в гости слона к больной девочке?(Ночью.)
– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)
3. Деление рассказа на части. Составление плана.
– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.
Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».
Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».
Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».
Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».
Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».
Шестая часть: до конца.
План к рассказу:
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть большого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади
4. Работа в парах.
На партах лежит текст, в котором пропущены слова. Нужно подчеркнуть слова, которые соответствуют рассказу «Слон».
– Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.
1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).
2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
3-й ряд . Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.
5. Анализ иллюстраций
– Рассмотрите иллюстрации . Какие эпизоды изобразил художник?
– Кто изображен?
– Как вы думаете, какое настроение у девочки?
– Как автор изобразил слона?
– Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям.
V. Проверочная работа по изученному произведению
Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)
VI. Домашнее задание
• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
VII. Итог урока. Рефлексия – Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.
– Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?
– Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.
– Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».
– Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Л.Н. Толстой «Прыжок»
Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок»; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.
Задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; создание эмоциональной работы на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной нравственной позиции
Формирование УУД
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
-
Организационный момент.
Утро – лучшая пора
Для зарядки и учёбы.
И поэтому с утра
Мы идём с тобою в школу.
Утра доброго тебе!
Бодрости и настроения!
Будь в делах на высоте,
И имей во всём терпенье!
– Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).
«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».
– Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Л. Н. Толстой «Акула»).
- Кто готов пересказать рассказ? (Один ученик).
- Как мы оценим ответ учащегося? Аргументируйте своё мнение.
ІІІ. Речевая разминка.
- Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (Ответы детей).
Фотограф.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей»!
Мышь пищит: « Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится ёж,-
Если снимок не пришлешь».
Валентин Дмитриевич Берестов
- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).
- Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).
- А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).
ІV. Самоопределение к деятельности.
На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.
– Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)
Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.
– Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».
Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
– Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся)
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какого писателя? (Льва Николаевича Толстого).
– А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).
– Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом. Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.
– Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!
– Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.
JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)
– Откройте в учебнике стр.
– Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
– Какие цели поставим на уроке? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).
– Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)
– Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
– Что означает слово «прыжок»?
– А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)
V. Словарная работа.
– Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.
Мачта – стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин – старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина – около полутора метров. (Показать)
Вдребезги – разлететься на мелкие осколки.
Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение
Физминутка
Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.
VI. Первичное знакомство с текстом.
– Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.
(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)
– Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).
– Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).
– Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)
– Каков жанр произведения? (Рассказ)
– Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)
– Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).
– Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).
– Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)
VII. Работа над содержанием текста.
– Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)
– Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)
– Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)
– Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)
– Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).
- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы) (подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
– Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?
– Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)
– Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).
– Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха»)
– Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)
– Кто же спас его? (Отец – капитан).
– Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.
– О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)
– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)
– Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)
– Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)
– Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)
VIII. Итог урока.
– С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?
– Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
– Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)
– Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?
Дифференцированная работа
1 группа Какая пословица подходит к рассказу?
Будь храбр по уму и сердцу.
Гордится отец, что сын — храбрец.
Кому потеха, а мне не до смеха.
Где смекнёт боец, там врагу конец.
2 группа составление картинного плана
3 группа – моделирование обложки
IX. Рефлексия.
-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:
Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.
Хорошо работал – жёлтый парус.
Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)
X. Домашнее задание.
- От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Тип урока: Урок актуализации новых знаний
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.
Задачи:
Обучающие: организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием произведения А.А.Фета, анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в поисковом чтении, учить читать «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;
Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной и самостоятельной работы;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту; способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;
Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.
Используемые методы и приёмы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне: Все готовы, всё в порядке. Начинается урок! Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем?…
2 Мы узнаем и научимся…
3 Теперь мы знаем…
Теперь мы умеем…
Актуализация знаний
Итак, начнём нашу работу с первой ступеньки.
Какова наша цель на данном этапе?
1 Мы уже знаем…
Мы уже умеем…
– С каким разделом мы начали работать?
– В чем отличительная особенность стихов?
– С какими произведениями мы уже познакомились?
– Кто автор этих произведений?
– Ребята, я хочу предложить вам два произведения. Познакомьтесь с ними самостоятельно и сравните. Подготовьтесь объяснить, что между ними общего и чем они отличаются? (Карточки ( или слайд) со стихотворениями об осени и зиме,)
Знакомы ли они вам?
Кто сможет рассказать наизусть?
– А произведение о зиме вам знакомо?
– Поэтическая тетрадь.
– Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное в стихотворной форме, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью.
– Весенняя гроза. Листья.
- Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
- Портрет на слайде.
- Кто узнал поэта?
– Федор Иванович Тютчев.
- Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку.
Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Ласточки пропали,
А вчера зарей…..
- Определите тему нашего урока.
Изучение нового материала
- Вот мы переходим на вторую ступеньку.
- Какова наша цель на данном этапе?
2 Мы узнаём и учимся?…
- Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют «буйные ветры», срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину.
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
- Послушайте произведение, Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение?
– Что он увидел из окошка? Что его удивило?
– Чему рад ребенок? Что его восхищает?
– Все ли слова вам понятны? Найдите значение этого слова (тороватый
- Откройте учебник стр… и прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?.
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?
– Стихотворение написано в 19 веке, отличаются ли чувства этого мальчика от ваших, при виде первого снега?
Физминутка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Подготовка к выразительному чтению
- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.
Строфа 1
- Прочитаем первые шесть строк .
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля?
- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
Строфа 2.
- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?
- О чем он просит маму в этих строках?
- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?
-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
Строфа 3.
- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)
- Как он произносит последние три строчки?
- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения?
- Чьими глазами мы наблюдали картину зимнего утра?
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? Нам с вами этому стоит учиться?
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем и почему.
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему?
Обсуждение понятия РИФМА. Что такое РИФМА? Найдите рифму в стихотворении.
– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме.
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.
Итог урока. д/з
Вот мы и оказались с вами на последней ступеньке нашего урока.
Обобщение
- С каким произведением мы познакомились сегодня?
- Чему научило вас стихотворение А.Фета?
- Нужно ли уметь удивляться тому, что нас окружает?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня, А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь.
Какую работу к этому произведению вам хотелось бы выполнить дома?
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения; развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики; воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом «Окружающий мир», «Музыка».
Регулятивные УУД:
– умение высказывать своё предположение;
– умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;
– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
Коммуникативные УУД: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Технологии:
1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).
2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)
3) Обучение в сотрудничестве (парная работа)
4) Игровая («Убери лишние буквы», «Соедини половинки слов»)
5) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).
6) Информационно-коммуникативные технологии (знакомство с новым материалом на ПК)
7) Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха.
8) Технология продуктивного чтения.
Организация пространства: фронтальная, парная и индивидуальная работа.
Организационная структура урока
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! У меня сегодня отличное настроение. Я дарю его вам! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.
Урок литературного чтения. Вы готовы хорошо поработать на уроке?!
- Молодцы, верьте в себя, и у вас всё получится! Это будет девизом урока!
- Да!
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Урок начнём с загадок. Послушайте внимательно загадку (Ф.И. ученика) и скажите, о ком в ней говорится.
- Молодцы! По каким признакам вы догадались?
2. Проверка домашнего задания.
У. Что ещё вы про них можете рассказать? Это было вашим домашним заданием. (Межпредметная связь)
-Умницы, вы замечательно подготовили домашнюю работу.
Послушайте следующую загадку.
(Подготовленный ученик рассказывает:
- Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это… (ворона.)) -У вороны серое оперение. Вороватая, т.к. ворона тащит всё, что увидит. Крикунья хрипловатая, т.к. она каркает громко и хрипло. (Рассказывают.)
(Подготовленный ученик рассказывает:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей.)) (Открывается доска с рисунками детей, на которых изображены воробьи и вороны.)
Молодцы! Что из этой загадки можно узнать о воробьях? -Что ещё вы про них можете рассказать? Как вы думаете, о чём они могут чирикать и каркать нам зимой?- Кто им может помочь? (Воспит. момент) Люди. Они подкармливают их.
- Питаются жучками и червячками, не улетают на юг, обитают под крышей. (рассказывают) Что им тяжело зимой: холодно, нет корма.
Встаньте те, кто повесил кормушки и кормит птиц.- Какие вы молодцы! (Встают.)
Предположите, зачем мы про них ведём беседу?
- Будем читать о воробьях и воронах?
-Позднее вы можете проверить свои предположения, а ваши знания помогут нам в дальнейшей деятельности. Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя. Кто узнал этого писателя?
-Сформулируйте затруднение.
- Мы не можем назвать автора.
III. Выявление причины затруднения.
-Почему вы не смогли назвать автора?
-Мы не знакомы с этим автором, не изучали его произведения.
Познавательные: логические: формулирование проблемы.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Что делаем, когда «открываем» новое знание?
- Какую цель урока поставим? Что хотите узнать?
- С чего начнём?
- Ставим цель урока, составляем план построения новых знаний.
-Узнать автора, познакомиться с новыми произведением этого автора.
- Познакомимся с автором, потом познакомимся с новым произведением.
V. Реализация построенного проекта.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Подведение к теме урока.
-Чтобы узнать автора, соедини половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова. (Слайд 6.)
- А что вы про него знаете? ФИ ученика – познакомит нас с жизнью и творчеством Константина Паустовского
-Сегодня познакомимся с произведением К.Паустовского. Как оно называется, догадайтесь сами.
Поиграем в игру «Уберите лишние буквы».
(На доске: «нпавроРастрёпанныйкурав смимворобейшнгой».)
-Верно, «Растрёпанный воробей».
Значит, тема урока?
- Предположите, о чём будет произведение? Кто будет главным героем?
2. Физминутка.
- Воробушек спит.
- Воробышек проснулся.
- Воробушек чистит перья.
- В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
3. Знакомство с текстом (1-й и 2-й частями- до слов: «То притащит засохшую пастилу...».)
- Произведение большое, в 3-х частях, на 3 урока. Сегодня познакомимся с 1-й и 2-й частями. Внимательно слушайте и следите за текстом. По ходу простым карандашом подчёркивайте непонятные слова. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Определите жанр произведения. Проверьте свои предположения.
(Включается аудиозапись.)
1. Проверка предположений.
- Чьё предположение правильное?
- Кто определил жанр произведения?
- Докажите.
- А реальны повадки этих птиц в данной сказке? Сравните с вашими сообщениями.
2. Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
- Как узнать лексическое значение этих слов?
- В каком?
(Показ толкового словаря С.И.Ожегова).
-Давайте поработаем со словариками в парах. Значения каких слов мы можем посмотреть в словарике учебника?
-1-я пара, посмотрите значение слов в словарике учебника (с.216). А остальные пары поработаете со словарями С.Ожегова. Помните про правила работы в паре. (Раздать толковые словари).
- Проверим, как поработали со словарями.
3. Работа по содержанию.
- Как проверить, внимательно ли вы слушали?
-Тогда приступим: назовите главных героев сказки.
- Кто были Машины родители?
-Кто догадался по описанию в тексте, в каком театре танцевала Машина мама?
-Сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.
- Кого должна была танцевать Машина мама?
-Как Паша попал к Маше?
-Хорошо было ему у девочки?
-Он отблагодарил Машу?
-Чего ждала ворона за окном?
-Что чаще всего таскала ворона из квартиры?
- Почему мама достала стеклянный букет?
- Что особенного было в обращении героини с этим букетом?
- Что необычного в описании кузнеца в начале сказки?
-Как называется такой приём художественного изображения?
VII. Самостоятельная работа.
1. Работа над произведением, выборочное чтение.
- Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются, т.е следующее олицетворение.
- Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама. Прочитайте.
- Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский?
2.Составление характеристики воробья и вороны.
-Выберите соответствующие слова к герою сказки и подчеркните в карточках:
Воробей: добрый, скупой, благодарный, сварливый, сообразительный, ловкий, вороватый, запасливый.
Ворона: добрая, скупая, благодарная, сварливая, сообразительная, ловкая, вороватая, запасливая. (Раздать карточки.)
- Проведём взаимопроверку и взаимооценивание по образцу. (Дети выполняют задание.) (Дети проверяют по образцу и оценивают по критериям).
VIII. Включение в систему знаний.
IX. Домашнее задание.
Каким вы себе представляете стеклянный букетик Машиной мамы? Нарисуйте, пожалуйста, контур букетика.(Включается музыка.)
- Посмотрим ваши рисунки.
- Вы все – молодцы, нарисовали красивые букетики. Вот такой букетик изображён на одной из иллюстраций к сказке.
-Дочитать сказку, раскрасить стеклянный букетик, по желанию - выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию. (Слайд 45).
X. Рефлексия, итог урока.
- Какую цель урока ставили?
- Выполнили цель урока? Открыли новое знание?
- Какое место в сказке вас заставило особенно сильно переживать?
-Захотелось узнать, чем закончится сказка?
-Я рада, что вы довольны своей работой. -Кого хотите похвалить за работу? (Выставление отметок.)
-Урок окончен. Благодарю за работу. Вы замечательно поработали.
- 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
- 1.1 Теоретические основы нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Особенности нравственного воспитания младших школьников
- 1.3 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников
- 2 Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
- 2.1 Анализ учебных программ по литературному чтению
- 2.2 Программа уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников
- 2.3 Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках чтения