logo
Артпедагогика

Глава 3. Роль артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников.

Артпедагогика или воспитание инструментами искусства является программой нестандартного, нетрадиционного подхода к воздействию на личность с помощью экспрессивных искусств, как педагогическую инновационную технологию, способствующую формировать нравственные отношения детей в свободной и эмоционально насыщенной среде. При этом возникает возможность использовать различные средства движения, танца, рисования, музыки, импровизации. Инструменты экспрессивного искусства позволяют влиять на детей на уровне бессознательного, что приводит к спонтанным творческим мыслям, идеям и эмоциональным реакциям детей.

Выявление воспитательного потенциала искусства и каждого из этих направлений артпедагогики позволяет предположить, что ее нравственный потенциал можно использовать по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других особенностей. Искусство при этом должно рассматриваться в качестве благоприятной воспитательной среды, необходимой для формирования нравственных качеств личности каждого школьника. При этом средства и технологии художественного творчества используются не как дополнительные механизмы, а должны интегрироваться в содержание, средства и технологии нравственного воспитания. Интеграция при этом имеет разные уровни реализации.

Нравственное воспитание, в процессе которого возможно использование артпедагогики, также имеет следующие компоненты:

- нравственное воспитание конечным своим результатом видит идеал совершенного добродетельного человека, что включает в себя все добродетели;

- нравственность требует разумного сочетания внешних влияний и внутреннего понимания и стремления детей к тому, чтобы стать лучше, совершеннее;

- нравственное воспитание невозможно без обучения этикетным нормам, принципам, нравственным ценностям, интегрирующим в себе исторический опыт человеческих отношений;

- нравственное воспитание непрерывно и касается любого человека, человеческих сообществ, а также воспитателей и воспитанников;

- в нравственности ориентиром совершенства принимаются общечеловеческие ценности, интегрирующие в себе этнические и национальные традиции достойной жизни человека;

- нравственность является всепроникающим и охватывает все направления воспитания; трудовое, физическое, эстетическое, умственное, правовое идр.;

- нравственность выступает и как внешний императив, и как поступки человека, и как дисциплина, и как культура поведения, и как показатель совершенства человека, человечности как интегративного качества.

Особенности нравственного воспитания младших школьников средствами артпедагогики исследовалась А.У. Уматовой [14], в данной работе автор использовал интегративную модель использование методов артпедагогики в нравственном воспитании дошкольников.

В данной интегративной модели представлены механизмы взаимодействия средств и технологий ценностей искусства и технологий художественного творчества в эмоционально насыщенной среде нравственного воспитания. Целью такой модели является определение и создание условий, необходимых для введения технологий артпедагогики в процесс нравственного воспитания личности младшего школьника и включающих в себя способность понимать нравственно-эстетическое содержание различных произведений искусства и осознанно включать нравственные ценности в собственное поведение. Следовательно, объединяя возможности различных видов искусств и комплексно воздействуя на воспитание учащихся, артпедагогика может быть определена как нравственная технология, позволяющая научно проектировать и воспроизводить успешные педагогические действия в определенной последовательности.

Оценивания результаты реализации модели и программы, А.У. Уматова разносит критерии нравственного развития младших школьников по трем компонентам:

- познавательный компонент характеризуется пониманием и позитивной оценкой нравственных норм и требований в поведении художественных образов и в жизненных ситуациях;

- эмоциональный компонент оценивается способностью к образному восприятию человеческих отношений в художественных произведениях и проявлением сочувствия, сопереживания, соучастия;

- поведенческий компонент определяется характером имитационных действий в ситуациях сотрудничества в тренингах и реальном поведении младшего школьника, соответствующим проявлению помощи, заботы, сотрудничества по собственному желанию.[14]

Реализация процесса нравственного воспитания младших школьников средствами искусства в полихудожественной среде более эффективно при использовании развивающих технологий, в которых учащиеся получают возможность свободы мыслей и действий и осознают регулятивную функцию нравственных норм в отношениях людей. Основой построения отношений между школьниками служит объединение разноплановых видов деятельности одним тематическим содержанием, что создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы. При этом возможно использование различных средств выразительности, специфичных для того или иного вида деятельности, что обеспечивает глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и других видах творческой деятельности. Организация содержания по принципу тематического единства позволяет объединить учащихся, учителей, родителей общим интересом, творческим поиском. Организация единого воспитательного пространства, насыщенного художественно-творческой деятельностью детей, содержание и технологии которой были направлены на воспитание у них ответственности, дисциплины и норм нравственности, позволила создавать в классах атмосферу понимания детьми общих интересов, совместных дел, общих ценностей.

Создание художественно насыщенной среды приводит к формированию особых, присущих каждому классу традиций организации их жизни: совместного проведения времени, чтения сказок, соблюдения ритуалов, способов выбора стиля поведения. К концу начального обучения само пространство класса превращается в особый мир совместной жизни детей, каждый элемент которого придуман и введен самими детьми совместно с учителем. Эти приемы объединяют детей, превращают их в сообщество, с общими интересами, взаимопониманием, с общими нравственными ценностями. Поэтому на протяжении всего обучения в школе необходимо постоянно обращаться к таким видам работы, которые могут объединить всех детей.

Обобщение результатов эксперимента показывает, что средства артпедагогики позволяют создать в начальной школе атмосферу открытости, доверия, взаимопонимания, сотрудничества и заинтересованной инициативы в творческих делах. В такой доверительной атмосфере нравственные взаимоотношенияформируются в ненавязчивой форме, без принуждения и легко осознаются детьми в ходе взаимодействия с другими детьми.

Обобщая результаты исследования, автор формулирует ряд научных положений о закономерных связей между средствами артпедагогики и нравственным развитием младших школьников:

1. Анализ научных категорий и нормативных требований к детям показывает, что моральные категории выступают как императивы и критерии оценки, а нравственность является выражением осознанных отношений и поведения конкретного ребенка.

2. Образовательная практика и нормативные документы рассматривают нравственность в форме жестких требований, а их интеграция со средствами искусств позволяет обеспечить условия гуманизации взаимоотношений младших школьников.

3. Характерная для младших школьников эмоциональность восприятия мира и отношений позволяет адекватно использовать средства артпедагогики в их нравственном воспитании.

4. Нравственный потенциал заключается как в содержании, так и в технологиях артпедагогики, что значительно повышает их влияние на нравственное сознание и поведение школьников.

5. Задачи нравственного воспитания соотносятся с конкретной творческой деятельностью, реализуемой в артпедагогике (табл. 1)

Таблица 1 Задачи нравственного воспитания и способы их реализации в творческой деятельности

Задачи нравственного воспитания

Способы их реализации в творческой деятельности

Способствовать обретению душевного равновесия.

Активизация и стабилизация психоэмоционального состояния

Развивать умение преодолевать трудности в жизни и недостатков в себе самом, осознавать свои возможности.

Снятие внутренних зажимов, раскрепощение, свободное самовыражение. Формирование положительной самооценки, оптимистического мироощущения.

Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор. Побуждать к творчеству, как способности видеть, соприкасаться, взаимодействовать с окружающим миром.

Формирование положительной мотивации к творческой деятельности, развитие фантазии.

Воспитывать трудолюбие, веру в свои силы.

Осознание возможностей творческого преобразования и создания чего-либо нового, необычного.

Способствовать воспитанию чувства доброжелательности, уважения, заботы, отзывчивости, чуткости, внимательности, чувства коллективизма, взаимопомощи, справедливости, дружбы.

Развитие коммуникативных навыков межличностных взаимоотношений, активного группового взаимодействия. Приобретение опыта конструктивного общения

Способствовать воспитанию человеческого достоинства, товарищества, поддержки, честности, непримиримости к насилию, праздности, лени, грубости.

Соотнесение своих интересов и их возможных последствий с интересами других людей.

Воспитывать любовь к человеку, к семье и её традициям. Способствовать воспитанию терпения, верности, долга и ответственности, гуманности и патриотизма.

Признание ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.

6. В нравственном воспитании более продуктивными являются следующие методики артпедагогики: ролевые и игровые импровизации, аналогии и перевоплощения, технологии оценки эмоционального и психического состояния персонажей, нравственные тренинги, тематическое объединение характеров, рефлексия результатов художественной деятельности по социально-нравственным критериям

7. Критерии оценки новообразований в нравственном развитии младших школьников должны быть подобраны на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

8. Эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от следующих условий использования средств артпедагогики:

- понимании педагогами значимости раскрытия нравственного потенциала средств артпедагогики в современной школе.

- раскрытии нравственного потенциала основных направлений артпедагогики и методик их реализации;

- разработке программы реализации нравственного потенциала артпедагогики в воспитательной работе в начальных классах;

- погружении младших школьников в атмосферу свободы нравственного выбора, открытости мнений, закалки нравственных отношений в технологиях художественной деятельности;

- использование критериев оценки нравственного развития, адекватных структуре формирования нравственных чувств, сознания, отношений и поведения.