Глава 3. Роль артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников.
Артпедагогика или воспитание инструментами искусства является программой нестандартного, нетрадиционного подхода к воздействию на личность с помощью экспрессивных искусств, как педагогическую инновационную технологию, способствующую формировать нравственные отношения детей в свободной и эмоционально насыщенной среде. При этом возникает возможность использовать различные средства движения, танца, рисования, музыки, импровизации. Инструменты экспрессивного искусства позволяют влиять на детей на уровне бессознательного, что приводит к спонтанным творческим мыслям, идеям и эмоциональным реакциям детей.
Выявление воспитательного потенциала искусства и каждого из этих направлений артпедагогики позволяет предположить, что ее нравственный потенциал можно использовать по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других особенностей. Искусство при этом должно рассматриваться в качестве благоприятной воспитательной среды, необходимой для формирования нравственных качеств личности каждого школьника. При этом средства и технологии художественного творчества используются не как дополнительные механизмы, а должны интегрироваться в содержание, средства и технологии нравственного воспитания. Интеграция при этом имеет разные уровни реализации.
Нравственное воспитание, в процессе которого возможно использование артпедагогики, также имеет следующие компоненты:
- нравственное воспитание конечным своим результатом видит идеал совершенного добродетельного человека, что включает в себя все добродетели;
- нравственность требует разумного сочетания внешних влияний и внутреннего понимания и стремления детей к тому, чтобы стать лучше, совершеннее;
- нравственное воспитание невозможно без обучения этикетным нормам, принципам, нравственным ценностям, интегрирующим в себе исторический опыт человеческих отношений;
- нравственное воспитание непрерывно и касается любого человека, человеческих сообществ, а также воспитателей и воспитанников;
- в нравственности ориентиром совершенства принимаются общечеловеческие ценности, интегрирующие в себе этнические и национальные традиции достойной жизни человека;
- нравственность является всепроникающим и охватывает все направления воспитания; трудовое, физическое, эстетическое, умственное, правовое идр.;
- нравственность выступает и как внешний императив, и как поступки человека, и как дисциплина, и как культура поведения, и как показатель совершенства человека, человечности как интегративного качества.
Особенности нравственного воспитания младших школьников средствами артпедагогики исследовалась А.У. Уматовой [14], в данной работе автор использовал интегративную модель использование методов артпедагогики в нравственном воспитании дошкольников.
В данной интегративной модели представлены механизмы взаимодействия средств и технологий ценностей искусства и технологий художественного творчества в эмоционально насыщенной среде нравственного воспитания. Целью такой модели является определение и создание условий, необходимых для введения технологий артпедагогики в процесс нравственного воспитания личности младшего школьника и включающих в себя способность понимать нравственно-эстетическое содержание различных произведений искусства и осознанно включать нравственные ценности в собственное поведение. Следовательно, объединяя возможности различных видов искусств и комплексно воздействуя на воспитание учащихся, артпедагогика может быть определена как нравственная технология, позволяющая научно проектировать и воспроизводить успешные педагогические действия в определенной последовательности.
Оценивания результаты реализации модели и программы, А.У. Уматова разносит критерии нравственного развития младших школьников по трем компонентам:
- познавательный компонент характеризуется пониманием и позитивной оценкой нравственных норм и требований в поведении художественных образов и в жизненных ситуациях;
- эмоциональный компонент оценивается способностью к образному восприятию человеческих отношений в художественных произведениях и проявлением сочувствия, сопереживания, соучастия;
- поведенческий компонент определяется характером имитационных действий в ситуациях сотрудничества в тренингах и реальном поведении младшего школьника, соответствующим проявлению помощи, заботы, сотрудничества по собственному желанию.[14]
Реализация процесса нравственного воспитания младших школьников средствами искусства в полихудожественной среде более эффективно при использовании развивающих технологий, в которых учащиеся получают возможность свободы мыслей и действий и осознают регулятивную функцию нравственных норм в отношениях людей. Основой построения отношений между школьниками служит объединение разноплановых видов деятельности одним тематическим содержанием, что создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы. При этом возможно использование различных средств выразительности, специфичных для того или иного вида деятельности, что обеспечивает глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и других видах творческой деятельности. Организация содержания по принципу тематического единства позволяет объединить учащихся, учителей, родителей общим интересом, творческим поиском. Организация единого воспитательного пространства, насыщенного художественно-творческой деятельностью детей, содержание и технологии которой были направлены на воспитание у них ответственности, дисциплины и норм нравственности, позволила создавать в классах атмосферу понимания детьми общих интересов, совместных дел, общих ценностей.
Создание художественно насыщенной среды приводит к формированию особых, присущих каждому классу традиций организации их жизни: совместного проведения времени, чтения сказок, соблюдения ритуалов, способов выбора стиля поведения. К концу начального обучения само пространство класса превращается в особый мир совместной жизни детей, каждый элемент которого придуман и введен самими детьми совместно с учителем. Эти приемы объединяют детей, превращают их в сообщество, с общими интересами, взаимопониманием, с общими нравственными ценностями. Поэтому на протяжении всего обучения в школе необходимо постоянно обращаться к таким видам работы, которые могут объединить всех детей.
Обобщение результатов эксперимента показывает, что средства артпедагогики позволяют создать в начальной школе атмосферу открытости, доверия, взаимопонимания, сотрудничества и заинтересованной инициативы в творческих делах. В такой доверительной атмосфере нравственные взаимоотношенияформируются в ненавязчивой форме, без принуждения и легко осознаются детьми в ходе взаимодействия с другими детьми.
Обобщая результаты исследования, автор формулирует ряд научных положений о закономерных связей между средствами артпедагогики и нравственным развитием младших школьников:
1. Анализ научных категорий и нормативных требований к детям показывает, что моральные категории выступают как императивы и критерии оценки, а нравственность является выражением осознанных отношений и поведения конкретного ребенка.
2. Образовательная практика и нормативные документы рассматривают нравственность в форме жестких требований, а их интеграция со средствами искусств позволяет обеспечить условия гуманизации взаимоотношений младших школьников.
3. Характерная для младших школьников эмоциональность восприятия мира и отношений позволяет адекватно использовать средства артпедагогики в их нравственном воспитании.
4. Нравственный потенциал заключается как в содержании, так и в технологиях артпедагогики, что значительно повышает их влияние на нравственное сознание и поведение школьников.
5. Задачи нравственного воспитания соотносятся с конкретной творческой деятельностью, реализуемой в артпедагогике (табл. 1)
Таблица 1 Задачи нравственного воспитания и способы их реализации в творческой деятельности
Задачи нравственного воспитания | Способы их реализации в творческой деятельности |
Способствовать обретению душевного равновесия. | Активизация и стабилизация психоэмоционального состояния |
Развивать умение преодолевать трудности в жизни и недостатков в себе самом, осознавать свои возможности. | Снятие внутренних зажимов, раскрепощение, свободное самовыражение. Формирование положительной самооценки, оптимистического мироощущения. |
Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать кругозор. Побуждать к творчеству, как способности видеть, соприкасаться, взаимодействовать с окружающим миром. | Формирование положительной мотивации к творческой деятельности, развитие фантазии. |
Воспитывать трудолюбие, веру в свои силы. | Осознание возможностей творческого преобразования и создания чего-либо нового, необычного. |
Способствовать воспитанию чувства доброжелательности, уважения, заботы, отзывчивости, чуткости, внимательности, чувства коллективизма, взаимопомощи, справедливости, дружбы. | Развитие коммуникативных навыков межличностных взаимоотношений, активного группового взаимодействия. Приобретение опыта конструктивного общения |
Способствовать воспитанию человеческого достоинства, товарищества, поддержки, честности, непримиримости к насилию, праздности, лени, грубости. | Соотнесение своих интересов и их возможных последствий с интересами других людей. |
Воспитывать любовь к человеку, к семье и её традициям. Способствовать воспитанию терпения, верности, долга и ответственности, гуманности и патриотизма. | Признание ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях. |
6. В нравственном воспитании более продуктивными являются следующие методики артпедагогики: ролевые и игровые импровизации, аналогии и перевоплощения, технологии оценки эмоционального и психического состояния персонажей, нравственные тренинги, тематическое объединение характеров, рефлексия результатов художественной деятельности по социально-нравственным критериям
7. Критерии оценки новообразований в нравственном развитии младших школьников должны быть подобраны на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
8. Эффективность нравственного воспитания младших школьников зависит от следующих условий использования средств артпедагогики:
- понимании педагогами значимости раскрытия нравственного потенциала средств артпедагогики в современной школе.
- раскрытии нравственного потенциала основных направлений артпедагогики и методик их реализации;
- разработке программы реализации нравственного потенциала артпедагогики в воспитательной работе в начальных классах;
- погружении младших школьников в атмосферу свободы нравственного выбора, открытости мнений, закалки нравственных отношений в технологиях художественной деятельности;
- использование критериев оценки нравственного развития, адекватных структуре формирования нравственных чувств, сознания, отношений и поведения.
- Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
- Глава 1 Нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
- Глава 2 Характеристика артпедагогики как отрасли педагогического знания
- Глава 3. Роль артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников.
- Глава 4 Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
- Тест «Размышляем о жизненном опыте»
- Обработка полученных результатов: