Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
Содержание
Введение
Глава 1 Нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Глава 2 Характеристика артпедагогики как отрасли педагогического знания
Глава 3. Роль артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников
Глава 4 Диагностика уровня нравственного воспитания младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России федеральных государственных стандартов второго поколения, высшей целью образования становится образ человека высоконравственного, творческого, компетентного в духовных и культурных традициях российского народа, принимающего судьбу Отечества, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Возникает необходимость усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семейных ценностей, труда и творчества, науки, традиционных российских религий, искусства и литературы, природы, человечества. Являясь основой уклада школьной жизни, они определяют всю урочную, внеурочную, внешкольную деятельность и семейное воспитание как целостное культурно-воспитательное пространство.
Целью нашего исследования является выявление уровня нравственного воспитания младших школьников.
На первоначальном этапе нашего исследования проводилось теоретическое изучение вопроса – поиск, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
В практической части исследования ставилась цель – изучение уровня нравственного воспитания младших школьников, при помощи следующих методов: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
В дальнейшем мы планируем провести корректирующий эксперимент с целью доказательства эффективности влияния средств артпедагогики на нравственное развитие младших школьников.
Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.
Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения школьников к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит ребенка в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле.
Формирование личности, развитие его творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное самочувствие. Поэтому в настоящее время не случаен интерес к такому новому направлению в системе развития и воспитания школьников через искусство и художественно-творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрально-игровую) как артпедагогика. Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем, что она тесно связана с активно развивающейся в нашей стране темой инновационной педагогики. В последнее время активно осваиваются её новые методы, формы, технологии и модели.
Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «артпедагогика». Возникла эта дисциплина на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находит широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Артпедагогика – это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание – в самовоспитание, а развитие – непосредственно в саморазвитие.
- Нравственное воспитание младших школьников средствами артпедагогики
- Глава 1 Нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема
- Глава 2 Характеристика артпедагогики как отрасли педагогического знания
- Глава 3. Роль артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников.
- Глава 4 Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
- Тест «Размышляем о жизненном опыте»
- Обработка полученных результатов: