Выводы по 1 главе
Современный русский язык имеет свои ярко выраженные фонетические особенности. Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные. В русском языке: 33 буквы (10 гласных, 21 согласных и 2 знака), 42 звука (6 гласных, 36 согласных). В зависимости от позиции в слове, гласные звуки артикулируются то сильно, то слабо, а порой и просто выпадают. Образование и классификация согласных значительно сложнее, чем гласных. Кроме основных признаков, таких, как глухость-звонкость, шумность – сонорность, русским согласным звукам, присуща характеристика твёрдости-мягкости, и, как следствие, характерная артикуляция спинки языка при произнесении этих звуков.
В норме развитие звукопроизношения у детей проходит ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и изобилует дефектами произношения. Однако, при нормальном его развитии и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают, и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4-5 годам жизни.
Стертая форма дизартрии является сложным и одним из наиболее распространенных нарушений произносительной стороны речи у детей. Нарушения звукопроизношения являются ведущими в структуре дефекта при стертой дизартрии, возникают вследствие недостаточности иннервации мышц речевого аппарата, трудно поддаются коррекции и требуют специальной коррекционно-логопедической помощи.
Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока. Первый блок – медицинский, второй – психолого-педагогический, третий – логопедическая работа. Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии проводится поэтапно.
- Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей звукопроизносительной стороны речи
- Лингвистическая характеристика фонетической системы русского языка
- 1.2.Особенности звукопроизношения в онтогенезе
- 1.3. Особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией
- 1.4. Методический аспект проблемы формирования у старших дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование и формирование у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения
- 2.1. Организация педагогического эксперимента
- 2.2. Выявление у дошкольников со стертой дизартрией уровня сформированности звукопроизношения
- 2.3. Логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений