logo
Дизартрия

1.4. Методический аспект проблемы формирования у старших дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения

Вопрос диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи детей является наиболее разработанным в логопедической литературе.

В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы и подходы. Подбор лексического материала имеет тонкости и детали, структура выявляемых показателей нарушений звукопроизношения варьируется от развернутой до усеченной схемы обследования. Исходя из теоретического и эмпирического анализа авторских схем, методик различных авторов, можно выделить ряд факторов, учет которых необходим при составлении и использовании того или иного диагностического комплекса на практике.

Дети со стертой дизартрией – это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недоразвитием речи. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. На начальных этапах логопедическая работа предусматривает нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук [15].

Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников [37].

Вопросами коррекции дизартрий занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной педагогической и логопедической работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок – логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.

3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде [3, с. 14].

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов [9].

1-й этап – подготовительный (подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов). Он включает в себя шесть направлений:

1. Нормализация мышечного тонуса.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

3. Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха.

4. Нормализация голоса.

5. Нормализация просодики.

6. Нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:

1. Выработка основных артикуляционных укладов.

2. Определение последовательности работы над звуками.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Постановка звука.

5. Автоматизация.

6. Дифференциация звуков.

3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1. Выработка самоконтроля.

2. Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап – подготовка к обучению в школе.

Направления:

1. Формирование графомоторных навыков.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Начиная логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие нарушения речевого дыхания:

- чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;

- форсированное начало фазы выдоха;

- сокращение длительности речевого выдоха;

- неравномерность выдоха на протяжении фразы;

- судорожность выдоха и вдоха;

- спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;

- расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией [27].

Наибольшими затруднениями в работе с детьми со стертой дизартрией практикующие логопеды считают: затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности – дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии, формирование кинестетической основы движения (ощущение положения органов артикуляции), формирование кинетической основы движения (сами движения языка и артикуляционных органов) [9].

Отдельным блоком проблем, логопеды выделяют взаимоотношения с родителями детей с диагнозом – стертая дизартрия. Родители не всегда понимают сложность заболевания и не осуществляют должного логопедического и педагогического подкрепления знаний и умений своих детей [15].

Таким образом, для коррекции звукопроизношения при дизартрии наряду с логопедическим упражнениями ряд авторов отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной педагогической и логопедической работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.