logo
Профориентация

2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников

Объектом нашего исследования стали учащиеся 9 и 11 классов.

Старшеклассники представляют собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, они являются главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.

Нами была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова [10, с. 122] в 9 и 11-х классах. В исследовании по данной методики принимали участие 45 человек (25 человек – 9 классы; 20 человек – одиннадцатиклассники). Текст методики представлен в Приложении 1.

Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее использование возможно при профориентации подростков и взрослых [13., с.77].

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендовалось выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале [10., с.78].

Учащимся была дана инструкция:

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Таким образом, в 9-х и 11 классах мы получили следующие результаты (Таблица 2.1):

Таблица 2.1

Результаты по методике Е.А.Климова.

9 класс

11 класс

всего

девушки

юноши

всего

девушки

юноши

«Человек-природа»

1 чел.

1

0

0 чел.

0

0

«Человек-техника»

7 чел.

0

7

5 чел.

0

5

«Человек-человек»

7 чел.

6

1

7 чел.

7

0

«Человек-знак»

7 чел.

0

7

4 чел.

0

4

«Человек - художественный образ»

3 чел.

3

0

4 чел.

3

1

Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Направленность на сферу деятельности «Человек-человек» в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности «Человек-Техника». При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек - Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девочек  выше, чем у мальчиков.

Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

Большинство испытуемых выбирали профессии системы «Человек – Человек» в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [11., с.79].

Проведя исследование, получены следующие результаты.

В 9 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек- человек».

Для 7 человек – «Человек-техника».

Для 7 человек – «Человек-знак».

Для 1 человека – «Человек-природа».

Для 3 человек (девушки) – «Человек –художественный образ»

В 11 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа – «Человек- человек».

Для 5 человек – «Человек-техника».

Для 4 человек – «Человек-знак».

Для 4 человек (девушки) – «Человек –художественный образ»

В 11 классе не были рекомендованы профессии типа «Человек-природа».

Таким образом, среди выпускников 9 классов мы наблюдаем ориентацию на профессии типа «Человек – знак», «Человек – техника» и «Человек – человек». В 11 классе наблюдается тенденция к профессиям типа «Человек –человек».

Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.

Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

Следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, но с высокой заработной платой.

Обозначим современные условия для профессионального самоопределения молодежи в учебных заведениях:

- школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;

- профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;

- предприятия и организации в подавляющем большинстве не занимаются стратегической политикой подготовки персонала;

- центры занятости населения занимаются профориентацией учащихся школ не по единой технологии, а исходя из собственных возможностей и недостаточных ресурсов, испытывая при этом сложности в кадровом обеспечении.

Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты во времени – ее плоды мы увидим через 5-6 лет, когда сегодняшний выпускник получит профессиональное образование и выйдет на рынок труда. Социологическое исследование дает возможность увидеть направление профориентационной работы.

Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками – дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней – муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.