1.2. Роль социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся
Вся социально – педагогическая работа в школе включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на школьников и на создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях деятельности социального педагога:
-
психодиагностика
-
аналитическая и прогностическая деятельность
-
развивающая и психокоррекционная работа
-
консультирование
-
сопровождение в процессе работы со специалистом вне школы
-
психологическое просвещение [18, с. 76].
Любое из названных выше направлений работы социального педагога с детьми и подростками несет в себе как минимум двойную нагрузку. С одной стороны, решается общая задача процесса сопровождения — психологическое обеспечение функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы. С другой стороны, виды психологических работ могут служить основной для грамотного построения профориентационной работы
Социально – педагогическое сопровождение профильного обучения предполагает три задачи:
1.Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учащихся;
2.Психологическая диагностика при отборе учащихся в профильные классы;
3.Социально - педагогическая поддержка углубленной профориентации учащихся.
Примерная программа психодиагностических мероприятий в рамках мониторинга обычно начинается с момента поступления ребенка в школу и продолжается на протяжении всего обучения.
Работа с ребенком начинается со старшей группы детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей. Возможно, выявление высоких способностей к каким-либо видам деятельности на ранних этапах позволит уже в начальной школе создать ребенку оптимальные условия для развития. Следует особо отметить, что выявление артистических, музыкальных, художественных, спортивных способностей требует участия специалистов-экспертов. Диагностика способностей вообще требует высокой квалификации социального педагога [19, с. 133].
В начальной школе социальный педагог при помощи различных диагностических методов определяет возможности учащихся для продолжения обучения, наличие или отсутствие учебной мотивации, направления индивидуальной и групповой развивающей работы, необходимость организации коррекционных мероприятий. В конце обучения в начальной школе целесообразна педагогическая диагностика навыков письма, чтения и счета. По исследованию М.М. Безруких (Москва) «от 40% до 60% учащихся начальной школы уходят в старшую школу, не преодолев трудности письма и чтения, далее они превращаются в 55% и в неграмотных специалистов».
Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося
В 7-9 классах работа социального педагога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик, например, «Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности», разработанная Т. В. Малиной на базе подросткового варианта опросника Айзенка, ДДО, «Методика исследования социальной направленности личности» Д. Голланда, «Лайф-лайн» А. Кроника и соавторов, «Карта интересов» Е. Климова, компьютерная программа «Профи» и др. Все они могут помочь учащемуся сориентироваться в своих желаниях, возможностях, склонностях. Инструмент мониторинга умственного развития школьников — ШТУР — позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Возможно сочетание школьного теста умственного развития с «Картой интересов» Голомштока, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной, общественной и других видов деятельности
Старшим подросткам (учащимся 9-х классов) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. При этом налицо парадокс: с одной стороны современным короткоживущим профессиям необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе и поэтому выбор должен быть совершен быстро, с другой стороны — этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без социально – педагогической и психологической помощи. Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. В 9-10 классах можно говорить об углубленной профориентационной работе, основывающейся на результатах диагностики. Психологу важно владеть приемами профконсультирования. При этом, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесообразно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную деятельность [19, с. 133].
Диагностическая часть социально- психологического сопровождения учащихся профильных классов может заключаться в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике СПК в классах, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Некоторым учащимся может потребоваться социально- психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы могут потребовать психологического консультирования.
Мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.
Система работы по социально – педагогическому обеспечению профильного обучения представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Система работы по социально – педагогическому обеспечению профильного обучения
Виды работ | Формы и средства | класс | сроки |
|
|
|
|
Диагностическая | Предпрофильная диагностика учащихся с целью определения склонностей и способностей, а также их соотношения с уровнем обученности | 7-8 |
|
Анкетирование родителей по поводу их ожиданий от профильного обучения | 8-9 |
| |
Профориентационная диагностика. | 9 |
| |
Диагностика адекватности самооценки личным способностям и возможностям получить желаемое образование. | 9 |
| |
Диагностика социально-психологического климата в профильных классах | 10-11 |
| |
Диагностика учебной нагрузки учащихся в профильных классах. | 11-12 |
| |
Аналитическая и прогностическая | Анализ диагностической информации, участие в прогнозировании организации профилей Составление рекомендаций всем участникам учебно-воспитательного процесса по результатам диагностических мероприятий. |
|
|
Диспетчерская | Организация профориентационной диагностики в профцентрах Организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) просветительских мероприятий. | 8-9 8-9 |
|
Психопрофилактическая | Повышение психологической грамотности учащихся в аспектах самопознания, рефлексии, самореализации Организация (совместно с социальным педагогом и классными руководителями) профилактических мероприятий: активного и систематизированного знакомства учащихся с миром профессий; специфическими качествами и умениями профессий (экскурсии, лекции, встречи, профориентационные игры, деловые игры). Просветительская работа с родителями по повышению их психологической грамотности; выбору профильности обучения ребенка; выбору его профессиональной деятельности. | 7-9 | В течение года (не реже 1 мероприятия в месяц) |
Коррекционно-развивающая | Цели коррекционной работы достигаются с помощью группового и индивидуального консультирования по результатам диагностики; в процессе профориентационных и деловых игр Занятия на классных часах для учащихся 8-9 классов по развитию способности к целеполаганию | 8-9 | В течение года |
Психолого-педагогическое консультирование | Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по прогнозам развития (в том числе профориентации), оптимизации обучения. Индивидуальные консультации для учащихся по проблемам выбора и принятия решения. |
| В течение года |
Методическая | Работа психологического методобъединения школы: передача психологических технологий помощи учащимся в адаптации к изменению условий среды | 10 | сент.-окт. |
Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе. Задача социальных педагогов – помочь подросткам найти смысл в жизни сегодняшней и будущей [33, с. 53].
Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение социального педагога к воспитаннику как к личности. Необходимо развивать следующие личностные качества учащихся: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанию и изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор, нести за него ответственность и др. Необходимо создавать условия для проявления активности самого учащегося, для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у старшеклассника должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая гибкость. Социальному педагогу нужно уметь видеть в воспитаннике личность, понимать, что подросток вполне может стать сознательным, ответственным субъектом собственного развития.
Для эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников необходимы определенные социально-педагогические условия. Проведенное нами исследование показало, что это следующие условия:
-
Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).
-
Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной деятельности социального педагога.
-
Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.
-
Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.
-
Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.
-
Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.
-
Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.
-
Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, социальному педагогу необходимо вести профориентационную работу. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, развивать интерес к профессии.
Профориентационная работа, проводимая социальным педагогом в школе призвана не только обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, но и пробудить профессиональный интерес и склонности к той или иной профессии. Что, на наш взгляд, необходимо для развития личности и формирования качеств и свойств старшеклассников, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.
Профориентационная работа со школьниками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем.
- Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи как система
- 1.1. Основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе
- 1.2. Роль социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 2.2. Использование деловых игр в работе социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников