logo
Подростки в соцсетях

1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика

Прежде чем преступить к выявлению сущностных характеристик коммуникативного поведения подростков, необходимо выяснить значения основных понятий: «коммуникация», «общение».

Коммуникация (от англ. communicate — сообщать, передавать). Под вербальной коммуникацией понимается обычно – целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией. Существует и невербальная коммуникация, которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию, с другой – обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного) [13, с.87].

Общение (от англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми [21, с.74].

Общение как сложный и многогранный процесс имеет свою структуру. К структуре общения модно подойти по-разному, как и к определению го функций. К.М. Андреева характеризует структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1, с.98].

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. По мнению Г.М. Андреевой все эти термины весьма условны. Автор указывает на предложенные Б.Ф. Ломовым три функции общения: информационно-коммуникативнную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную [12, с.86].

Проблема коммуникативного поведения активно разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной психологии.

Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин определяют коммуникатив­ное поведение как поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, ре­гулируемое нормами и традициями общения данного социума [20, с.86].

Коммуникативное поведение характеризуется определен­ными нормами, которые позволяют охарактеризовать его как нор­мативное или ненормативное. Согласно И.А. Стернину, о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные, ситуативные, групповые и индивидуальные нор­мы общения.

А) Общекультурные нормы общения

Общекультурные нормы коммуникативного поведения ха­рактерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми в целом вне зависимости от сферы общения, воз­раста, статуса, сферы деятельности. Это стандартные, повторяю­щиеся коммуникативные ситуации: обращение, знакомство, изви­нение, комплимент, разговор по телефону, благодарность и др.

Общекультурные нормы общения обладают определенной национальной спецификой. Так, у немцев и американцев при при­ветствии обязательна улыбка, а у русских - нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник ваш друг или родственник. При приветствии кол­лег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно необязательно.

Б) Ситуативные нормы общения

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда обще­ние определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Напрмер, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальном (равный - рав­ный). В ситуативных нормах коммуникативного поведения может наблюдаться национальная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской - как вертикальное, общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских.

В) Групповые нормы коммуникативного поведения

Групповые нормы отражают особенности общения, закреп­ленные культурой для определенных профессиональных, тендер­ных, социальных, возрастных групп. Есть особенности коммуни­кативного поведения мужчин, женщин, юристов, преподавателей, милиционеров, детей, родителей и т. д.

Г) Индивидуальные нормы коммуникативного общения

Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культу­ру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой ин­дивидуальное преломление общекультурных и ситуативных ком­муникативных норм в языковой личности. Индивидуальная норма включает также устойчивые нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

Коммуникативное поведение народа выступает в реальной коммуникации в двух аспектах - вербальном и невербальном. Вер­бальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный - с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жесты, мимика, дистанция, поза и т. д.).

К коммуникативному поведению примыкает социально и ком­муникативно значимое бытовое поведение. По мнению Ю.Е. Про­хорова и И.А. Стернина, бытовое поведение — совокупность пред­метно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в коммуникативный процесс и влияю­щих на поведение и общение людей [11, с. 31]. К коммуникативному поведению примыкает также соци­альный символизм. По мнению И.А. Стернина, социальный сим­волизм - это отражение в сознании людей семиотической функции, которую пробретает в той или иной культуре определенное дейст­вие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира [11, с. 31]. Социальный символизм является компонентом национальной культуры.

Подростковый возраст является очень важным для развития коммуникативного поведения, так как в этот период происходят значительные измене­ния во всех сферах, обеспечивающих данную способ­ность.

Подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений. Важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10-15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку. Решение проблем формирования активной жизненной позиции невозможно без знания особенностей психического развития в подростковый период [1, с.65].

Для подросткового возраста характерно осознание индивидом своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Вот почему деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой – создавать условия для развертывания определенных форм отношений, свидетельствующих о признании подростка как члена общества [17, с.78].

Участие подростков в общественно полезной деятельности не только обеспечивает их признание взрослыми, но и создает возможности расширения всех форм общения, развертывающегося в системе «я и другие люди», «я и общество»; в результате именно эта деятельность обусловливает основные психологические новообразования подросткового возраста.

Основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальных возможностей утвердить себя среди них. В этой ситуации наблюдающаяся у подростков тяга к общению с товарищами может быть лишь проявлением совместного переживания непонятости миром взрослых.

В подростковом возрасте существенно расширяется практика общения, причем построение межличностных отношений стано­вится предметом собственной активности подростка (по мнению Г. А. Цукерман [Цукерман, 2009], ведущей деятельнос­тью в этом возрасте является социально-психологи­ческое экспериментирование). Это способствует отра­ботке коммуникативных умений и навыков. Развитие личностной и социально-психологической рефлексии создает условия для совершенствования когнитивного компонента коммуникативной компетентности: анали­за коммуникативных ситуаций, понимания собствен­ной позиции и позиции партнера. Благодаря развитию самосознания появляется стремление и способность к самопознанию и самоизменению. В исследовании Е. В. Хайянен [3, с.28] было установлено, что становление личностной рефлексии у подростков снижает внут­реннюю конфликтность личности и повышает соци­альную их адаптивность, способствует формированию системы ценностей. С помощью личностной рефлек­сии увеличивается адекватность самопознания и само­отношения подростков. Как отмечает автор, личност­ная рефлексия дает подростку возможность переос­мысливать не только ситуацию взаимодействия, но и вести поиск новой информации о себе, меняя стерео­тип разрешения проблемы.

Таким образом, в подростковом возрасте, с од­ной стороны, имеются возможности для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой.

С другой стороны, совершенствование комму­никативной компетентности как способности строить эффективное общение в силу значимости общения оказывает все более существенное влияние на разви­тие личности. По данным различных исследований, неумение общаться задерживает процесс самопозна­ния и, как следствие, формирование самооценки, обус­ловливает низкое самоуважение. Многие подростки обнаруживают низкий уровень личностной саморе­гуляции, социальной перцепции, коммуникативных навыков. У половины подростков уровень коммуника­тивного опыта ниже среднего [4, с.94].

Таким образом, коммуникативное поведение формируется, начиная с дошкольного возраста.

Анализ литературы позволяет выделить следующие условия, способствующие его развитию:

1. Обучение навыкам общения в процессе вос­питания в семье, в детских дошкольных учреждениях, начиная с младшего школьного возраста – в деловом взаимодействии учащихся, организованном учителем; в разнообразной практике общения.

2. Развитие интеллектуальной и личностной рефлексии, способствующее как пониманию партнера, коммуникативной ситуации, так и развитию адекват­ной самооценки, позитивного самоотношения.

3. Развитие таких личностных характеристик, как эмпатия, личностное отношение к сверстнику, ориентация на сотрудничество, субъект-субъектные отношения, адекватная самооценка, позитивное само­отношение в процессе воспитания в семье, адекватным образом организованное педагогическое общение.

Рассмотрим принципы  в сфере формирования коммуникативной компетентности у подростков.

Поиск условий формирования коммуникативной компетентности учащихся, в том числе коммуникативной компетентности, в практике основной школы решается сегодня на основе анализа осознанной деятельности субъекта, концепция формирования и развития которой разработана в русле культурно-исторической теории личности (Л.И. Божевич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,  Б. Д. Эльконин и другие). В разработке условий формирования коммуникативной компетентности как ключевой, следует опираться на одну из наиболее важных идей Л.С. Выготского о том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях с окружающими взрослыми, которые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его развития.

     Если  обратиться к продуктам коммуникативной  деятельности, то первейшим из них  являются взаимоотношения партнеров по коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяется характером общения. «Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит». Другим продуктом коммуникативной деятельности является образ себя и другого, который становится результатом познания различных качеств (своих и другого). В процессе коммуникации они отражаются в сознании и формируют образ другого человека и самого себя. «Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Именно общение вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания».

Исходя  их вышеизложенного, можно предположить, что развитие коммуникативной компетентности особенно важно в основной школе, поскольку общение является ведущей формой деятельности в подростковом возрасте и основные трудности в общении школьники испытывают из-за недостаточной сформированности коммуникативных умений. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

Речевая направленность обучения через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Прежде всего, это касается содержания урока, форм и методов его организации. Чем ближе они к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др. Ситуативность, ролевая организация учебного занятия. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе коммуникативных ситуаций, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы развить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия.

Личностная  ориентация общения. Любой человек  отличается от другого своими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.

  Коллективное  взаимодействие – такой способ организации  учебного процесса, при котором ученики  активно общаются друг с другом и  условие успеха каждого является условием успеха остальных. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

  Речевая направленность обучения через общение – чем ближе уроки к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др.

Ситуативность, ролевая организация учебного занятия. Принципиально важным является отбор  и организация материала на основе коммуникативных ситуаций, которые  интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы развить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия. Личностная ориентация общения. Любой человек отличается от другого своими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.

  Коллективное  взаимодействие – такой способ организации  учебного процесса, при котором ученики  активно общаются друг с другом и  условие успеха каждого является условием успеха остальных.