1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика
Прежде чем преступить к выявлению сущностных характеристик коммуникативного поведения подростков, необходимо выяснить значения основных понятий: «коммуникация», «общение».
Коммуникация (от англ. communicate — сообщать, передавать). Под вербальной коммуникацией понимается обычно – целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией. Существует и невербальная коммуникация, которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную коммуникацию, с другой – обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного) [13, с.87].
Общение (от англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми [21, с.74].
Общение как сложный и многогранный процесс имеет свою структуру. К структуре общения модно подойти по-разному, как и к определению го функций. К.М. Андреева характеризует структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1, с.98].
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. По мнению Г.М. Андреевой все эти термины весьма условны. Автор указывает на предложенные Б.Ф. Ломовым три функции общения: информационно-коммуникативнную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную [12, с.86].
Проблема коммуникативного поведения активно разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной психологии.
Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин определяют коммуникативное поведение как поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума [20, с.86].
Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать его как нормативное или ненормативное. Согласно И.А. Стернину, о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные, ситуативные, групповые и индивидуальные нормы общения.
А) Общекультурные нормы общения
Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми в целом вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности. Это стандартные, повторяющиеся коммуникативные ситуации: обращение, знакомство, извинение, комплимент, разговор по телефону, благодарность и др.
Общекультурные нормы общения обладают определенной национальной спецификой. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских - нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно необязательно.
Б) Ситуативные нормы общения
Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Напрмер, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальном (равный - равный). В ситуативных нормах коммуникативного поведения может наблюдаться национальная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской - как вертикальное, общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских.
В) Групповые нормы коммуникативного поведения
Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, тендерных, социальных, возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, преподавателей, милиционеров, детей, родителей и т. д.
Г) Индивидуальные нормы коммуникативного общения
Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой индивидуальное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Индивидуальная норма включает также устойчивые нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.
Коммуникативное поведение народа выступает в реальной коммуникации в двух аспектах - вербальном и невербальном. Вербальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный - с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жесты, мимика, дистанция, поза и т. д.).
К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение. По мнению Ю.Е. Прохорова и И.А. Стернина, бытовое поведение — совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей [11, с. 31]. К коммуникативному поведению примыкает также социальный символизм. По мнению И.А. Стернина, социальный символизм - это отражение в сознании людей семиотической функции, которую пробретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира [11, с. 31]. Социальный символизм является компонентом национальной культуры.
Подростковый возраст является очень важным для развития коммуникативного поведения, так как в этот период происходят значительные изменения во всех сферах, обеспечивающих данную способность.
Подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия – и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений. Важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10-15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку. Решение проблем формирования активной жизненной позиции невозможно без знания особенностей психического развития в подростковый период [1, с.65].
Для подросткового возраста характерно осознание индивидом своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых своих прав. Вот почему деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие социальной активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой – создавать условия для развертывания определенных форм отношений, свидетельствующих о признании подростка как члена общества [17, с.78].
Участие подростков в общественно полезной деятельности не только обеспечивает их признание взрослыми, но и создает возможности расширения всех форм общения, развертывающегося в системе «я и другие люди», «я и общество»; в результате именно эта деятельность обусловливает основные психологические новообразования подросткового возраста.
Основным противоречием подросткового периода является настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальных возможностей утвердить себя среди них. В этой ситуации наблюдающаяся у подростков тяга к общению с товарищами может быть лишь проявлением совместного переживания непонятости миром взрослых.
В подростковом возрасте существенно расширяется практика общения, причем построение межличностных отношений становится предметом собственной активности подростка (по мнению Г. А. Цукерман [Цукерман, 2009], ведущей деятельностью в этом возрасте является социально-психологическое экспериментирование). Это способствует отработке коммуникативных умений и навыков. Развитие личностной и социально-психологической рефлексии создает условия для совершенствования когнитивного компонента коммуникативной компетентности: анализа коммуникативных ситуаций, понимания собственной позиции и позиции партнера. Благодаря развитию самосознания появляется стремление и способность к самопознанию и самоизменению. В исследовании Е. В. Хайянен [3, с.28] было установлено, что становление личностной рефлексии у подростков снижает внутреннюю конфликтность личности и повышает социальную их адаптивность, способствует формированию системы ценностей. С помощью личностной рефлексии увеличивается адекватность самопознания и самоотношения подростков. Как отмечает автор, личностная рефлексия дает подростку возможность переосмысливать не только ситуацию взаимодействия, но и вести поиск новой информации о себе, меняя стереотип разрешения проблемы.
Таким образом, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются возможности для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой.
С другой стороны, совершенствование коммуникативной компетентности как способности строить эффективное общение в силу значимости общения оказывает все более существенное влияние на развитие личности. По данным различных исследований, неумение общаться задерживает процесс самопознания и, как следствие, формирование самооценки, обусловливает низкое самоуважение. Многие подростки обнаруживают низкий уровень личностной саморегуляции, социальной перцепции, коммуникативных навыков. У половины подростков уровень коммуникативного опыта ниже среднего [4, с.94].
Таким образом, коммуникативное поведение формируется, начиная с дошкольного возраста.
Анализ литературы позволяет выделить следующие условия, способствующие его развитию:
1. Обучение навыкам общения в процессе воспитания в семье, в детских дошкольных учреждениях, начиная с младшего школьного возраста – в деловом взаимодействии учащихся, организованном учителем; в разнообразной практике общения.
2. Развитие интеллектуальной и личностной рефлексии, способствующее как пониманию партнера, коммуникативной ситуации, так и развитию адекватной самооценки, позитивного самоотношения.
3. Развитие таких личностных характеристик, как эмпатия, личностное отношение к сверстнику, ориентация на сотрудничество, субъект-субъектные отношения, адекватная самооценка, позитивное самоотношение в процессе воспитания в семье, адекватным образом организованное педагогическое общение.
Рассмотрим принципы в сфере формирования коммуникативной компетентности у подростков.
Поиск условий формирования коммуникативной компетентности учащихся, в том числе коммуникативной компетентности, в практике основной школы решается сегодня на основе анализа осознанной деятельности субъекта, концепция формирования и развития которой разработана в русле культурно-исторической теории личности (Л.И. Божевич, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б. Д. Эльконин и другие). В разработке условий формирования коммуникативной компетентности как ключевой, следует опираться на одну из наиболее важных идей Л.С. Выготского о том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях с окружающими взрослыми, которые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его развития.
Если обратиться к продуктам коммуникативной деятельности, то первейшим из них являются взаимоотношения партнеров по коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяется характером общения. «Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит». Другим продуктом коммуникативной деятельности является образ себя и другого, который становится результатом познания различных качеств (своих и другого). В процессе коммуникации они отражаются в сознании и формируют образ другого человека и самого себя. «Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения. Именно общение вызывает особенно острую нужду в самопознании и создает наилучшие условия для его протекания».
Исходя их вышеизложенного, можно предположить, что развитие коммуникативной компетентности особенно важно в основной школе, поскольку общение является ведущей формой деятельности в подростковом возрасте и основные трудности в общении школьники испытывают из-за недостаточной сформированности коммуникативных умений. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.
Речевая направленность обучения через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Прежде всего, это касается содержания урока, форм и методов его организации. Чем ближе они к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др. Ситуативность, ролевая организация учебного занятия. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе коммуникативных ситуаций, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы развить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия.
Личностная ориентация общения. Любой человек отличается от другого своими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.
Коллективное взаимодействие – такой способ организации учебного процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом и условие успеха каждого является условием успеха остальных. Для повышения эффективности процесса освоения коммуникативных умений необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых учащийся вынужден занимать активную личностную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Реализуя коммуникативный подход в учебной деятельности, отметим основные принципы построения содержания коммуникативной деятельности учащихся на уроке.
Речевая направленность обучения через общение – чем ближе уроки к реальному общению, тем эффективнее. Функциональность предполагает, что усвоение предмета происходит в коммуникативной деятельности. Учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, утверждает собственную точку зрения и др.
Ситуативность, ролевая организация учебного занятия. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе коммуникативных ситуаций, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы развить коммуникативную компетентность учащихся, нужно помочь им изучать и осваивать окружающий мир при помощи коммуникативного взаимодействия. Личностная ориентация общения. Любой человек отличается от другого своими природными свойствами (способностями), умениями осуществлять коммуникативную деятельность, своими личностными характеристиками.
Коллективное взаимодействие – такой способ организации учебного процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом и условие успеха каждого является условием успеха остальных.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков
- Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях……………………………………………………………………………..22
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков в социальных сетях
- 1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика
- 1.2. Отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях
- Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях
- 2.1. Исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива/группы подростков
- 2.2. Результаты исследования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях и их интерпретация
- Заключение
- Список используемых источников и литературы: