logo
Методические указания Логистика

2.2.1.Классический метод xyz-анализа

Основная идея метода XYZ- анализа состоит в группировке объектов анализа по степени однородности их реализации, обработки, которая определяется посредством расчета коэффициента вариации.

Таблица.5

№ позиции ассортимента

Значение коэффициента вариации, %

1

2

1

23,86

2

38,87

3

23,81

4

26,06

5

67,25

6

31,41

7

28,61

8

27,16

9

26,06

10

27,57

11

25,86

12

24,61

13

25,16

14

49,22

15

34,69

16

31,16

17

23,38

18

48,58

19

65,47

20

32,99

21

23,81

22

28,80

23

110,55

24

28,61

25

31,81

26

23,38

27

23,83

Формула для расчета коэффициента вариации:

    , где  

 хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,

х  — среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

n  — число периодов.

Значение квадратного корня есть не что иное, как стандартное отклонение вариационного ряда. Чем больше значение стандартного отклонения, тем дальше от среднеарифметического значения находятся анализируемые значения. Стандартное отклонение - это абсолютная мера рассеивания вариантов ряда. Выстроив ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации, выводы видим в таблице 6. Алгоритм разделения ассортимента на группы X, У и Z.

Таблица 6.

Классические границы

Группа

Интервал

X

0 v 10%

Y

10% v 25%

Z

25% v

Очевидно, что в рассматриваемом примере группа X отсутсвует (стабильно реализуемые товары), группа Y составляет 26% из всех запасов (7 позиций из 27), группа Z составляет 74% (20 позиций).