3.1 Трудности классификации и риски недостоверного декларирования нефтепродуктов в тн вэд тс
В связи с формированием Таможенного союза решением Комиссии Таможенного союза о едином таможенно-тарифном регулировании установлена единая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (ТН ВЭД ТС). ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств - участников СНГ. Десятый - для государств - членов Таможенного союза.
Основная проблема при классификации рыбных товаров – трудности и продолжительность по времени административного согласования между странами таможенного союза (Россией, Белоруссией, Казахстаном). В настоящее время благодаря административной реформе стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. В частности, в таможенной сфере их насчитывается уже более десятка, в том числе Административный регламент по принятию предварительных классификационных решений (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"). Кроме этого, таможенная служба подготавливает Сборник решений и разъяснений о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) отдельных товаров, изложенный в Распоряжении ФТС России. Данное Распоряжение зарегистрировано в Минюсте России и имеет юридическую силу (Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров").
Следующая проблема для работы должностных лиц таможенных органов ТС по ТН ВЭД ТС - это пробелы в согласованных нормативных документах единого образца для всех таможенных должностных лиц в ТС. В настоящее время для облегчения работы должностных лиц таможенных органов ТС, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД ТС после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Региональные таможенные управления, таможни рассылают информационные письма с рекомендациями по классификации в нижестоящие таможенные органы (таможни, таможенные посты). Следует отметить, что эти информационные письма по классификации на таможнях и постах должностными лицами исполняются так же, как любой приказ, тем более что характер изложения этих рекомендаций напоминает Сборник решений и разъяснений о классификации товара, изложенный в вышеуказанном Распоряжении ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р. В письмах может быть приведена последовательность (алгоритм) действия лиц при решении вопроса отнесения к той или иной подсубпозиции классифицируемого товара.
Очередная проблема – недостаточно действующих законодательных актов (общих Законов для Таможенных органов таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана). Специфика ТН ВЭД ТС заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД ТС. В настоящее время в данной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна. Важность информационных писем с разъяснениями трудных вопросов классификации как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ТН ВЭД ТС. Особое внимание привлекает тот факт, что эти рекомендации не для свободного доступа всех заинтересованных лиц, что противоречит всем таможенным нормам права (национальным и международным). Практика показывает, что участники ТН ВЭД ТС "добывают" эти информационные письма по классификации у подразделений Товарной номенклатуры и происхождения товаров, используя свои личные отношения. И это в то время, когда согласно п. 6 ст. 52 ТК ТС "таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию" (Таможенный кодекс Таможенного союза); п. п. 2, 3 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров"; "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях, принятых таможенными органами в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза" (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Однако информационные письма ФТС России по классификации рыбных товара не являются нормативно-правовым актом. Более того, решения по классификации товара, не прошедшие обсуждение и процедуру принятия решения Комиссией Таможенного союза, не являются легитимными. Рассылать таможенными органами России юридически значимые решения о классификации рыбных товаров было бы нарушением требования таможенного законодательства Таможенного союза. Заинтересованные лица сталкиваются с трудностями при реализации своих конституционных прав на получение информации по конкретному вопросу. Каждое решение таможенных органов должно быть обосновано и регламентировано, к тому же сопровождаться выдачей информации о том, в каком состоянии находится процесс администрирования. Следует отметить, что информационные письма с разъяснениями по классификации отдельных видов рыбных товаров имеют рекомендательный характер, то есть не несут никакой иной смысловой нагрузки, кроме как методической и вспомогательной, а следовательно, могут приводиться по любым рыбным товарам, которые вызывают трудность у участников ТН ВЭД ТС и таможенных органов в настоящее время или могут вызвать в перспективе.
Таким образом, анализ данного параграфа показал, что в такой ситуации напрашивается не совсем объективный вывод о том, что таможня заинтересована в том, чтобы участник ВЭД не разбирался в вопросах классификации и, как результат, либо платил штрафы (выполняя план по контрольным показателям таможни), либо предлагал взятки должностным лицам таможни. Если письма - рекомендации ФТС не имеют законной силы, поскольку они только рекомендательные, то ничто не мешает их опубликовывать на сайте под специальной таможенной рубрикой в странах ТС. Заинтересованные посетители сайта будут знать, что это субъективные мнения о классификации товаров опытных экспертов и юридической силы эти мнения не имеют. Участник ТН ВЭД ТС принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом ФТС РФ за предварительным решением.
В связи с вышеизложенным, на мой взгляд, положительное решение вопроса об обеспечении доступности информационных писем таможенных органов с разъяснениями по классификации товаров для участников ВЭД - это еще один шаг на пути по минимизации рисков недостоверного заявления кода ТН ВЭД ТС и содействия международной торговле.
- Глава 1. Нефтепродукты в международной торговле
- Глава 2. Анализ особенностей классификации нефтепродуктов в тн вэд тс
- Глава 3. Анализ проблем классификации нефтепродуктов и пути их решения
- Глава 1. Нефтепродукты в международной торговле
- 1.1 Анализ нормативной базы
- 1.2 Товароведческая характеристика нефтепродуктов
- Глава 2. Анализ особенностей классификации нефтепродуктов в тн вэд тс
- 2.1 Структура и особенности классификации нефтепродуктов в тн вэд тс
- 3.1 Трудности классификации и риски недостоверного декларирования нефтепродуктов в тн вэд тс
- 3.2 Несоответствие товарных определений и понятий в тн вэд тс и судебная практика недостоверного декларирования нефтепродуктов