9. Отражение и восприятие в деловой коммуникации
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.
Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.
Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
- 1.Информационно – коммуникативная функция
- 2.Регулятивно – управляющая функция
- 3.Эмоционально – коммуникативная функция
- 2.Целевая аудитория
- 3.Основные модели и стили делогово общения
- 4.Стратегия и тактика информационного воздействия
- 6.Символы и значения в коммуникации
- 7.Вербальные и не вербальные средства общения
- 9. Отражение и восприятие в деловой коммуникации
- 10 Различие этики устного и письменного и вирт общения
- 12. Коммуникационные барьеры различных социальных, культурных и этгических групп.
- 18. Психологические особенности формирования имиджа. Экстраверты и интроверты
- 19. Коммуникация в организациях и менеджмент репутации.
- · Информирование посетителей сайта об услугах компании;
- 21. Корпоративный имидж. Построение имиджа компании.