logo
Агрессивность

2.1 Цель, задачи, результаты констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент по изучению проявлений агрессивного поведения у дошкольников проводился нами в естественных условиях. В эксперименте принимали участие 20 дошкольников в возрасте 4-5 лет.

Цель – изучить проявления агрессивного поведения у дошкольников 4-5 лет.

Задачи эксперимента:

1) подобрать диагностические методики для проведения эксперимента;

2) изучить уровень проявлений агрессивного поведения у дошкольников 4-5 лет;

3) обработать и оформить полученные результаты.

Для определения уровня агрессивного поведения у детей 4-5 лет нами были использованы следующие методики: анкета для педагогов, разработанная Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко; беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина); структурализированное педагогическое наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей Г. П. Лаврентьевой); «Рисунок несуществующего животного» (автор С. Л. Колосова).

1. Анкета для педагогов, разработанная Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

Цель анкеты - на основании ответов педагогов выявить уровень агрессивности их ребенка.

Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений.

1. Не может долго работать не уставая

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о возможных неприятностях

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8. Жалуется, что сняться страшные сны

9. Руки обычно холодные и влажные

10. Нередко бывает расстройство стула

11. Сильно потеет, когда волнуется

12. Не обладает хорошим аппетитом

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

16. Часто не может сдержать слезы

17. Плохо переносит ожидание

18. Не любит браться за новое дело

19. Не уверен в себе, в своих силах

20. Боится сталкиваться с трудностями

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов

Высокий уровень агрессивности – 11-15 баллов.

Средний уровень агрессивности – 6-10 баллов.

Слабый уровень агрессивности –1-5 баллов.

2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).

Цель беседы – выявить отношение ребенка к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о личной агрессивности ребенка (или предрасположенности к ней).

Педагог в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа.

За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности);

1 балл – том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой);

2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности).

В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

Повышенный уровень агрессивности – 7-8 баллов.

Высокий уровень агрессивности – 5-6 баллов.

Средний уровень агрессивности – 3-4 баллов.

Слабый уровень агрессивности – 0-2 баллов.

3. Структурализированное педагогическое наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей Г. П. Лаврентьевой).

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении образовательной деятельности наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «–» (что означает НЕТ, отсутствуют). Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «–» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности – 15 - 18 баллов

Высокий уровень агрессивности – 10 - 14 баллов.

Средний уровень агрессивности – 6 -9 баллов.

Слабый уровень агрессивности – 0-5 баллов.

4. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор С. Л. Колосова).

Цель: оценить уровень агрессивного поведения дошкольников.

Детям дается инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!»

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов

Высокий уровень агрессивности – 7-10 баллов.

Средний уровень агрессивности – 4-6 баллов.

Слабый уровень агрессивности – 0-3 баллов.

После проведения комплекса диагностических методик, полученные результаты мы сгруппировали в сводную таблицу 1.

Таблица 1 – Результаты обследования дошкольников на констатирующем эксперименте

№ п/п

Ф. И. ребенка

Методика

1

2

3

4

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1

Кирилл З.

18

П

5

В

15

П

11

П

2

Илья У.

6

Ср

3

Ср

6

Ср

4

Ср

3

Маша Б.

7

Ср

1

Сл

5

Ср

6

Ср

4

Саша К.

8

Ср

3

Ср

6

Ср

4

Ср

5

Коля А.

11

В

5

В

10

В

7

В

6

Дима Л.

2

Сл

1

Сл

2

Сл

2

Сл

7

Маша С.

4

Сл

2

Сл

9

Ср

6

Ср

8

Настя Ш.

6

Ср

3

Ср

6

Ср

4

Ср

9

Лера Ю.

12

В

6

В

12

В

9

В

10

Анна П.

2

Сл

3

Ср

1

Сл

1

Сл

11

Тимур К.

7

Ср

1

Сл

5

Ср

6

Ср

12

Данил М.

13

В

5

В

11

В

7

В

13

Влад Н.

2

Сл

2

Сл

2

Сл

4

Ср

14

Артем С.

14

В

6

В

13

В

10

В

15

Инна Н.

1

Сл

1

Сл

1

Сл

1

Сл

16

Костя Ж.

7

Ср

1

Сл

5

Ср

6

Ср

17

Регина М.

12

В

5

В

11

В

8

В

18

Денис Б

6

Ср

2

Сл

2

Сл

2

Сл

19

Вадим М.

6

Ср

3

Ср

6

Ср

4

Ср

20

Валера А.

8

Ср

3

Ср

7

Ср

5

Ср

где, П – повышенный уровень, В – высокий уровень, Ср – средний уровень,

Сл – слабый уровень.

По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что у 6 детей выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности - 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым детям. Слабый уровень агрессивности был выявлен у 5 детей. В основном у детей преобладает косвенная и вербальная агрессия (14 детей) выражающая в том, что ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других, но у 6 дошкольников помимо косвенной и вербальной агрессии присутствует и физическая агрессия, выражающая в том, что ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п. Проведенное исследование показало, что из 6 детей нуждаются в особом внимании, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

По итогам тестирования построим таблицу 2 и диаграмму 1, отображающую уровень проявления агрессивного поведения детей 4-5 лет на констатирующем эксперименте.

Таблица 2 – Уровень проявления агрессивного поведения детей 4-5 лет

Уровень

Кол-во детей

%

Повышенный

1

5

Высокий

5

25

Средний

9

45

Слабый

5

25

Из таблицы 2 мы видим, что 5% дошкольников имеют повышенный уровень агрессивности, 25% детей имеют высокий уровень агрессивности, 45% дошкольников имеют средний уровень агрессивности, 25% средних дошкольников имеют слабый уровень агрессивности.

Рисунок 1 – Результаты уровня проявления агрессивного поведения

детей 4-5 лет

Таким образом, исследование показало, что в обследуемой группе агрессивное поведение проявляется у 30% дошкольников и одинаково характерно как для мальчиков, так и для девочек. Этим детям в основном присущи такие виды агрессии как: защитно-ответная агрессия – 60% детей и вербальная агрессия – 90% детей. У довольно большого количества детей (80%) прослеживается высокая тревожность. Основная причина – неблагополучные, конфликтные отношения в группе сверстников, кризисные проявления, чрезмерно высокая или заниженная самооценка.