logo
Агрессивность

Введение

Актуальность исследования. Подготовка подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, к семейной жизни и социальному взаимодействию должна осуществляться на всех этапах возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома в приобщении их к здоровому образу жизни предполагает помощь и содействие развитию детей  не только в понимании и улучшении физического здоровья, но и обеспечивает поддержку психического здоровья.

В связи с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ. Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни части детей; кризисом воспитания в ряде семей; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка; социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е. Лютовой, Г. Мониной.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях детской агрессии. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.

Существуют противоречия в решении проблем профилактики агрессивного поведения, существующие в теории и практике образовательной работы детьми дошкольного возраста, а именно:

– необходимостью и возможностью решения задач по профилактике агрессивности и формированию толерантности средствами психолого-педагогического сопровождения и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в деятельности дошкольного учреждения;

– ростом негативных форм агрессивного поведения детей и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов в решении проблем трансформации деструктивных форм агрессии в конструктивное русло.

Следствием выше указанных противоречий являются, как правило, различные формы протеста дошкольников в виде агрессии, спонтанной жестокости, конфликтности, грубости.

Исходя из актуальности, выявленных противоречий, тема нашего исследования «Особенности проявления и профилактики агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста»

Объект исследования – агрессивность у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения у детей 4-5 лет.

Цель исследования – разработать и реализовать технологию по профилактике агрессивного поведения у детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Выявить уровень агрессивности у детей среднего дошкольного возраста в практике ДОУ.

3. Разработать и описать технологию профилактики агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста, а также методические рекомендации для воспитателей по профилактике агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; проективные и диагностические методики, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Методологическую основу исследования составили:

– фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский);

– педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин);

– результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Э.Эриксон и др.);

– положения о единстве законов развития ребенка в норме и при патологии, о динамическом подходе в изучении ребенка, о соотношении обучения и развития, о первичных и вторичных отклонений в развитии, о соотношении коррекции и развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г Ананьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических основ проблемы агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста, выделении психолого-педагогических условий профилактики агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии и методических рекомендаций по профилактике агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.