§1. Концепция, методология и современный рынок public relations
Public relations — дисциплина комплексная, включает:
данные теории коммуникации,
социальной психологии,
общей психологии,
социологии,
политологии,
этики.
Это сложная разновидность делового общения, искусство установления контактов, убеждения. Она показывает, как применяются основные средства и методы PR в прессе, на телевидении, радио, кино, устных средствах, деловых переговорах, встречах, в рекламе и т.д. Знание PR поможет подготовить соответствующий материал и провести мероприятия по созданию положительного имиджа организации, фирмы, группы людей или конкретного человека.
Сами же практики-специалисты рассматривают PR в качестве деятельности, направленной на укрепление и расширение отношений с различными слоями общественности. Обычно открытые и добрые отношения с общественностью достигаются кропотливым и упорным повседневным трудом.
В структуре public relations выделялись следующие пять основных направлений деятельности:
1. Отношения с прессой. Цель отношений с прессой — поместить имеющую ценность информацию в средства массовой информации, чтобы привлечь внимание к человеку, продукту или виду услуг.
2. Паблисити. Эта деятельность включает в себя усилия о продвижению конкретных товаров на рынке.
3. Корпоративная коммуникация. Включает в себя внутреннюю и внешнюю коммуникации и способствует пониманию целей деятельности организации.
4. Лоббирование. Лоббирование подразумевает сотрудничество с законодателями и правительственными чиновниками с целью продвижения или оппозиции законодательству и мерам регулирования.
5. Консалтинг. Включает в себя советы по менеджменту по общественным вопросам, положению и имиджу компании.
Новые направления PR-деятельности:
работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями получила название "public affairs";
управление корпоративным имиджем — "corporate affairs";
создание благоприятного образа личности — "image making";
построение отношений со СМИ — "media relations";
закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом — "employee communications";
общественная экспертиза — "public involvement";
взаимоотношения с инвесторами — "investor relations";
проведение мобилизационных (конкурсы, чемпионаты, лотереи) и презентационных мероприятий — "special events";
управление кризисными ситуациями — "crisis management";
управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений "massage management" и т.д.
Виды работ, выполняемые специалистами PR :
Контакты с другими подразделениями фирмы
Воздействие на различные контингенты персонала
Консультирование руководства фирмы
Отношения с акционерами
Обеспечение сближения интересов акционеров с интересами фирмы
Сотрудничество с отделами маркетинга и рекламы для обеспечения общей линии на рынке
Подготовка конференций и выступлений
Работа в отечественных и международных организациях по связям с общественностью
Лоббирование интересов фирмы
Контакты с прессой
Изучение общественного мнения
Связи с клиентурой
Разработка коммуникационной стратегии для каждой группы партнеров
Связи с финансовыми организациями
Деловые отношения с учебными заведениями
Для реализации этих задач используются различные средства: газеты, специальные журналы, информационные и рекламные передачи телевидения, радио, справочники, нормативные документы, Web-страницы в Интернете и т.д.
Выбор конкретных каналов доставки PR-информации зависит от наличного комплекса средств массовой информации, а также от стоимости (тарифа) PR-заказов.
Одну из главных ролей играют газеты и журналы. Только в Москве выходит более 600 периодических изданий. Именно они могут обеспечить фирме или ее товару соответствующее "паблисити", т.е. сделать ее известной, авторитетной, надежной в глазах потребителей. В газетах и журналах публикуется не только реклама, но, что не менее важно, обзорные и аналитические статьи и другие информационные материалы.
Пресс-релизы — ведомственная информация, представляющая интерес для широкой публики. Например, информация областного потребсоюза о новом виде услуг, представляемом потребителям, об оптовой ярмарке каких-либо товаров, о научно-практической конференции по проблемам финансовой стабилизации, о смене руководящих органов потребсоюза и т.д.
Бэкграундеры — ведомственная информация текущего характера. Данные о результатах финансовой деятельности, об открытии новой специальности в техникуме потребсоюза, о слиянии или разделении отдельных кооперативных организаций.
Факт-листы — короткий документ, содержащий краткую характеристику того или иного мероприятия в потребсоюзе (результаты выставки-продажи каких-либо товаров, сообщение о решениях, принятых на собрании пайщиков или их представителей и т.д.).
Кейс-истории — рассказ о деятельности кооперативной организации, о новых методах и формах ее работы, о хозяйственных успехах, о передовом опыте в отдельной отрасли, о методах решения отдельных проблем.
Обзорные статьи — более широкий рассказ о передовом опыте, о применяемых методах в управлении, о находках в подборе и расстановке кадров и т.д.
В областях и районах, а особенно в сельской местности, большое значение имеет такое средство PR, как радио.
В настоящее время самым распространенным средством PR является телевидение. Информация, поступающая по каналам телевидения, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими средствами. Оно дает возможность не только слышать, но и видеть, а следовательно, сопереживать и лучше запоминать любые сообщения рыночного характеpa. С использованием телевидения можно активно формировать потребности и спрос, формировать эстетические вкусы и запросы людей, изменять их привычки и обычаи. Здесь к рекламированию товаров часто привлекаются известные, любимые актеры, которым люди доверяют. В телевизионных передачах принимают участие видные экономисты, самые квалифицированные специалисты отдельных отраслей, самые квалифицированные лекторы, которым обычно также верят, а следовательно, эффективность PR-мероприятий наиболее высока.
О степени вовлеченности в public relations сети Internet, наиболее современного и наиболее перспективного информационного средства, можно судить по тому факту, что около двух третей (66%) объемов Web-сайтов уже используются в целях PR.
Говоря о степени развитости PR как сегмента современной мировой рыночной среды, следует констатировать, что связи с общественностью не просто распространились вширь и вглубь, но стали полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. Здесь существуют свои монополии в виде транснациональных PR-агентств с представительствами в десятках стран мира; ежегодный оборот мирового PR-рынка исчисляется десятками миллиардов долларов, профессия специалиста по связям с общественностью считается престижной и высокооплачиваемой, а подготовкой таких специалистов занимаются вузы многих государств земного шара.
Что касается российского PR-рынка, то формально он декларировал себя в начале 90-х гг., когда в стране появились первые PR-агентства. В 1991 г. была создана Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала около 100 членов.
С 1997 г. присуждается ежегодная Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник", которая, по существу, стала первым сертификатом качества PR-услуг на отечественном рынке.
Начиная с 2000 г. проводятся исследования известности и популярности российских PR-агентств, на основе которых составляется и публикуется рейтинг российских фирм, профессионально работающих на рынке услуг по связям с общественностью.
Компетентная комиссия, составляя рейтинг PR-агентств, оценивает следующие показатели их деятельности: известность, авторитетность, этичность, эффективность, размер, структура, технологичность. Часть этих оценок по первой десятке рейтингового списка приводится в табл. 8.1.