§2. Роль и место public relations в маркетинговой деятельности
Если первоначально PR использовались преимущественно для политических и социальных целей, то бурное развитие рыночной экономики вовлекло public relations в сферу бизнеса. Рынок как активная система многообразных коммуникаций между субъектами постоянно требует решения многочисленных проблем с активным использованием средств PR. Никакие продажи невозможны без эффективных и целенаправленных коммуникаций между участниками рыночного оборота — покупателями, поставщиками, партнерами, инвесторами, представителями властных структур и деловых кругов.
Развитие современного профессионального бизнеса, совершенствование теории и практики маркетинга неразрывно связаны с концепцией PR, ее принципами в области создания благоприятных внешних условий для формирования деловой активности, без которой риск может оказаться неоправданным, цели — недостигнутыми.
Важный новый акцент в содержании PR вызван наступлением в развитых странах "эпохи потребления", когда стоявшая прежде во главе угла задача организации производства была заменена другим приоритетом — организацией сбыта. Параллельно возникла концепция, подчиняющая PR маркетингу. Так, на рубеже 80—90-х гг. известный маркетолог Филипп Котлер заявил, что к традиционным четырем "р" маркетингового комплекса — "product", "price", "place", "promotion" (продукт — цена — место — продвижение) — теперь следует добавить пятую "р" — "public relations".
Среди достаточно разнообразных точек зрения на PR наиболее обоснованной и близкой мнению авторов является следующая: маркетинг, реклама и public relations существенно различаются по иерархическому уровню, содержанию и тактическим целям, одновременно являясь взаимосвязанными и взаимозависимыми категориями, используемыми в рамках единой стратегии.
Таким образом, связь маркетинга и PR — самая непосредственная. Если маркетинг продвигает продукт на рынок, помогает встретиться производителю, продавцу и покупателю, то PR служит движущим механизмом этого процесса. Благодаря использованию средств и методов PR множество фирм, корпораций, банков достигли успехов в условиях жесткой конкуренции.
В рамках классической теории маркетинга public relations можно рассматривать как составную часть системы маркетинговых коммуникаций (СМК). Распространенным и, на наш взгляд, ошибочным мнением является полное отождествление PR с одной из его форм, называемой паблисити (англ. — publicity). Другой неоправданной крайностью является представление паблисити как одного из основных элементов СМК. Все это свидетельствует о важности этой категории, поэтому рассмотрим ее подробнее.
Паблисити, по определению АМА, представляет собой "неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены".
Представляется вполне обоснованной точка зрения большинства практических работников, обычно рассматривающих паблисити как разновидность public relations.
Заслуживают особого внимания сравнительные характеристики таких близких понятий, как PR и реклама. Об их содержании, аналогиях и различиях можно судить, проанализировав табл. 8.2.
Как уже отмечалось ранее, связь маркетинга и PR — самая непосредственная. Если маркетинг продвигает продукт на рынок, помогает встретиться производителю, продавцу и покупателю, то PR служит движущим механизмом этого процесса. Благодаря использованию средств и методов PR множество фирм, корпораций, банков достигли успехов в условиях жесткой конкуренции.
Основные элементы маркетинговой деятельности, напрямую связанные с public relations в средствах массовой информации:
поиск товарной ниши на рынке;
определение перспективных потребителей;
данные о состоянии партнеров по бизнесу;
гарантии поставщикам и потребителям и др.