logo
Метод ABC

Влияние вероятностного характера спроса на решение по управлению запасами (анализ xyz)

Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса.

В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь периодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X,Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции.

где xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

- среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n – величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности.

Возможный алгоритм дифференциации ассортимента на группы X,Y и Z.

Группа

Интервал

X

0 ≤ v <10%

Y

10% ≤ v <25%

Z

25% ≤ v <∞