1.2 Классификация образовательных услуг и способы их продвижения.
Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», «ПИТЕР», 1998 г].
В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)].
Образование необходимо для реализации себя в будущем, Высшее образование помогает человеку получить необходимые навыки для его специальности, а также опыт и средства для удовлетворения жизненно-необходимых потребностей личности.
Образовательная деятельность делится на общеобразовательную (подразумевает решение задач и базовое формирования культуры человека, адаптации личности к обществу) и профессиональную (подразумевает решение задач поэтапного повышения квалификации).
Существуют следующие категории высшего образования:
-Университет
-Академия
-Институт
-Высшая школа
Программа послевузовского образования дает возможность повышения уровня знаний и научно-педагогической квалификации после окончания высшего учебного заведения в аспирантуре и ординатуре.
Услуги образовательных учреждений предоставляются для студентов в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форме обучения.
Получение специальностей, таких как стоматолог, актер, ветеринария, пожарная безопасность в вечерней и заочной формах не разрешается.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:
-государственными,
-муниципальными,
-негосударственными: частными, учреждениями общественных организаций (объединений).
По способу оплаты услуг:
-платными;
-бюджетными.
Особенности продвижения образовательных услуг
Сфера образовательных услуг во многом отличается от сферы материального производства своей узкой направленностью.
Продвижение не материализованного продукта влияет на маркетинговую политику, поэтому при планировании рекламной деятельности высшего учебного заведения необходимо учитывать интересы и специфику предоставляемых услуг целевой аудитории, которая определяет эффективность рекламы вуза.
Известно, что наиболее распространенными источниками продвижения вузов являются телевидение, радио и выставки. Для успеха рекламной кампании учреждения, необходимы прямые продажи и особые приемы, которые не присутствуют в повседневной рекламной практики. В связи с этим, PR-специалистам и рекламщикам необходим новый метод для создания рекламы, поиск удачных изображений и написания оригинальных слоганов. В качестве такого метода, примером может выступать какая либо организация на местном телеканале с циклом передач о вузе.
Самые распространенные каналы распределения образовательных услуг, являются прямые продажи- это месторасположение высшего учреждения в городе, состояние вузовских корпусов, их количество, степень оснащенности аудиторий и лабораторий современным оборудованием.
Все вышеперечисленные критерии несомненно сказываются на успешности образовательных услуг.
Так же следует отметить особую значимость грамотно спланированной маркетинговой стратегии, при разработке которой необходимо учесть составляющие рекламируемой услуги. Условно выделено несколько групп составляющих.
Универсальные - характерны для любого вуза, наличие очного и заочного отделений, предъявляемые требования.
Уникальные - характерны только для определенного учебного заведения, представляющие собой привлечение дополнительных новых технологий.
Статические – это перечень услуг, оказываемых вузом, предполагающие длительную разработку. К таким услугам можно отнести не только дистанционное обучение, но и создание исследовательских лабораторий.
Динамические - проведение семинаров, участие в рейтинговых программах. Особенность данной группы в том, что эти показатели варьируются с каждым годом. [Клусова Е.А. Особенности продвижения образовательных услуг Н.Новгород:, 2005. C. 48].
При построении внутренней и внешней стратегии необходимо полагаться на статические показатели, потому что они выступают успехом будущего для крупных организаций-членов научного сообщества, работодателей и абитуриентов с высоким уровнем знаний. Взаимодействие с крупными предприятиями, обмен опытом с известными компаниями и развитие потенциала студентов, повысит престиж высшего учебного заведения, сформировать имидж, который будет значительно отличаться от конкурентов.
Рекламная деятельность затрагивает образование наряду с экономикой политикой и другими общественными сферами. Продвижение образовательных услуг имеет свою специфику, связанную, с социальной направленностью деятельности высших учебных заведений. При этом решающую роль в рекламной кампании играют не каналы рекламы (телевидение, радио, прямые продажи), а грамотно разработанный медиа-план.
- Глава 1
- Основные понятие pr деятельности
- 1.2 Классификация образовательных услуг и способы их продвижения.
- 2 Глава
- 2.1 Имидж сгау: позиционирование, конкурентоспособность, популярность вуза
- 2.2 Стратегия продвижения образовательных услуг сгау средствами pr и рекламы
- [Http://www.Ssau.Ru/news/8806/]
- 2.3 Мониторинг предпочтения выпускников школ г. Самары 2011-2012 учебного года