II. 1. Контент-анализ ассортимента желчегонных препаратов
Эффективность работы аптеки на 50% обусловлена ассортиментом товаров. От того, насколько разнообразно и продуманно предложение, зависит главное – удовлетворенность посетителей и их готовность совершать покупки. Выбор ассортиментной политики – одна из главных задач руководителя любого аптечного предприятия. Работа с ассортиментом в аптеке значительно сложнее, чем в других отраслях торговли. Перечень товаров должен быть сформирован не только в соответствии с потребительским спросом, но и с учетом действующего законодательства (обязательный ассортимент), с учетом места расположения аптеки и других факторов. Ассортимент аптечного предприятия – это перечень товаров, находящихся в аптеке и предназначенных для продажи. Задача ассортимента – удовлетворить потребности покупателя. Т.е. чем шире ассортимент, тем больше вероятность, что покупатель найдёт необходимый ему препарат.
Ассортимент изучался и сравнивался на примере двух аптек одной сети города Смоленска, расположенных в разных его районах: в центре («Панацея») и на периферии (ГУП «Брянскфармация»).
Ассортимент желчегонных препаратов сравнивался в таблице 1.
Таблица 1. Ассортимент желчегонных препаратов в двух аптеках.
Препарат | Наличие препарата в аптеке | ||||
Аптека «Панацея» | Аптека ГУП «Брянскфармация» | ||||
Аллохол | № 10 | - | + | ||
№ 24 | + | + | |||
№ 50 | + | + | |||
Холензим | + | + | |||
Холосас | 100 мл | - | + | ||
300 мл | + | + | |||
Хофитол | № 60 | + | + | ||
№ 180 | + | + | |||
раствор | + | + | |||
Одестон | + | - | |||
Гепабене | + | + | |||
Танацехол | + | - | |||
Фламин | + | + | |||
Тыквеол | Масло | + | + | ||
Капсулы № 50 | + | + | |||
Капсулы № 84 | + | - | |||
Суппозитории | + | - | |||
Берберин | + | - |
Заключение: в ассортименте аптеки «Панацея»отсутствуют препараты в небольших расфасовках низкой стоимости – Аллохол № 10 и Холосас 100 мл. Такие аптеки ориентированы на большие потоки покупателей, спрос разнообразен, ассортимент велик. Поэтому крупные центральные аптеки не «загромождают» ассортимент мелкими фасовками препаратов, если имеется более крупная фасовка, в аптеке ГУП «Брянскфармация»покупатели имеют возможность часто приобретать товар без длинных очередей, поэтому спрос на мелкие фасовки велик. А вот дорогостоящие препараты и/или нечасто пользующиеся спросом (масло и суппозитории «Тыквеол», «Олестон» и пр.) в основном привозятся по конкретному заказу покупателя и отсутствуют в постоянном ассортименте.
В общем, реестр лекарственных средств содержит 23 наименования желчегонных препаратов различных расфасовок и лекарственных форм.
В аптеке«Панацея» присутствуют 10 видов желчегонных средств; в аптекеГУП «Брянскфармация» – только 7. Соответственно, широта ассортимента для аптек равна:
Для аптеки«Панацея»:
Для аптекиГУП «Брянскфармация»:
Заключение: вполне закономерно, что аптека в центре имеет более широкий ассортимент, чем в аптекиГУП «Брянскфармация». Показатель ширины, равный менее 50% от полного возможного ассортимента свидетельствует о хорошей ориентированности на местный спрос.
Глубину ассортимента проследим по препарату «Тыквеол». Аптека«Панацея» имеет все 4 разновидности – 100% глубина ассортимента. Аптека ГУП «Брянскфармация» – только 2 разновидности из четырёх, т.е. 50% глубина ассортимента.
- глубина ассортимента в аптеки«Панацея».
- глубина ассортимента в аптекиГУП «Брянскфармация».
Изучая дефектуру аптек можно рассчитать полноту ассортимента. В дефектуре аптеки «Панацея» 2 желчегонных препарата: «Артишока экстракт» и «Олиметин». Т.е., если сравнить востребованный ассортимент и имеющийся:
В дефектуре аптекиГУП «Брянскфармация» 3 желчегонных средства: «Хофитол» раствор, «Тыквеол» масло и «Артишока экстракт».
Ассортимент достаточен для удовлетворения потребностей покупателей на 83,3% в центральной аптеке и на 70% в «спальной» аптеке.
Таблица 2 - Сравнение полученных показателей широты и полноты ассортимента.
Показатель | Аптека «Панацея» | Аптека ГУП «Брянскфармация» |
Широта | 45,5% | 30,5% |
Полнота | 83,3% | 70% |
Таблица 3 - Сравнение цен на желчегонные препараты в двух аптеках.
Наименование | Аптека «Панацея», цена, руб. | Аптека ГУП «Брянскфармация», цена, руб. |
Хофитол, таб. № 60 | 277,50 | 269,50 |
Хофитол, таб. № 180 | 601,00 | 599,50 |
Тыквеол масло | 351,50 | 351,00 |
Тыквеол, капс. № 50 | 242,00 | 245,00 |
Заключение: Рекомендуется тщательно проанализировать дефектуру руководителям аптек, и, по возможности, довести полноту ассортимента до 100%, введя отсутствующие препараты в ассортимент аптеки. А вот доводить глубину ассортимента до 100% в аптекеГУП «Брянскфармация» нет необходимости – достаточно включить в ассортимент масло «Тыквеол», которое пользуется спросом.
- Оглавление
- Введение
- I. Теоретическая часть
- I. 1. Особенности продажи лекарственных средств для лечения заболеваний печени в фармацевтических организациях
- I. 2. Современное состояние рынка лекарственных средств для лечения заболеваний печени
- I. 3. Значение лекарственных средств для лечения заболеваний печени в ассортименте фармацевтических организаций
- II. Практическая часть.
- II. 1. Контент-анализ ассортимента желчегонных препаратов
- II. 2. Анализ потребительских предпочтений для лекарственных средств для лечения заболеваний печени – желчегонных препаратов
- II. 3. Товароведческий анализ исследуемой группы товаров – желчегонные препараты
- Заключение
- Список литературы
- Приложение – Анкета