§1.Оценка на уровне подготовки и реализации.
В данном разделе будет рассмотрен первый, уже завершившийся этап
«конструирование события» (1000-летие г.Казани), исследованы праздничные
программы, ход тактических мероприятий и проведён контент-анализ федеральных
и республиканских средств массовой информации с целью проследить динамику
освещения темы тысячелетия г.Казани.
Анализ реализуемых мероприятий.
Конструирование события необходимо было начать с установления и научного
обоснования точной даты возникновения Казани. С этой просьбой городская мэрия
обратилась в Институт истории АНТ. До этого попытки определения возраста
города Казани предпринимались городской думой дважды - в 1894 году и 25 лет
назад, но в том и другом случае не хватало бесспорных научных доказательств и
фактов. Кропотливые исследования последних пяти лет, которые проводились в 32
археологических раскопах, в 62 библиотеках и архивах, в том числе в 46
зарубежных, вскрыли новые пласты истории. Заключения и научные экспертизы
находок делались отделом нумизматики Государственного Эрмитажа, Национальными
музеями Венгрии и Чехии, специалистами университетов Москвы, Берлина, Каира.
Принимая во внимание частоту совпадения экспертных оценок, учёные путём
математических аппроксимаций вывели дату возникновения Казани как города -
1005 год. Результаты исследования были рассмотрены на трёх международных
форумах с участием учёных 21 страны. В итоге пять институтов отделений
Российской Академии наук и его бюро вынесли вердикт о времени возникновения
города. Указами президентов Российской Федерации Б.Н.Ельцина
[54] и Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева
[55] празднование 1000-летия основания г.Казани возведено в государственный
ранг. Казань обрела свой день рождения.
Формирование организационного комитета, определение его целей и задач,
направления работы было вторым шагом на пути «конструирования» события. Так для
подготовки к празднованию 1000-летия основания г.Казани организованы
Государственная Комиссия под председательством В.В.Путина, республиканская,
возглавляемая М.Ш.Шаймиевым и городская – К.Ш.Исхаковым, созданы рабочие
группы и Специальное Управление. В соответствии с основной задачей комиссий
были утверждены федеральная, республиканская и городская программы по
подготовке к юбилею, в которых определены объекты, подлежащие строительству,
реконструкции, план мероприятий, объёмы и источники их финансирования,
предусмотрено использование федерального, республиканского, городского
бюджетов, а также внебюджетных фондов и добровольных взносов юридических и
физических лиц. В целом же программы во многом дублируют друг друга и, с моей
точки зрения, целесообразнее было бы утвердить один комплексный план
мероприятий, что значительно облегчило бы выполнение и контроль над проведением
PR-кампании. Помимо этого, существенный недостаток республиканских, городских
программ и планов по подготовке к празднованию 1000-летия основания г.Казани
заключается в том, что они не структурированы, включённые в них мероприятия
даются одной общей лентой, подразделяясь лишь на международные, общероссийские
и республиканские, что осложняет осуществление контроля за выполнением
программы. При этом PR-деятельность, являющаяся, на мой взгляд, залогом успеха
всей кампании по празднованию юбилея, чётко не обозначена, а представлена рядом
разрозненных и несвязанных между собой акций, нет комплексного, многократного
воздействия на мнения и отношения людей. Кроме того, не определены цели,
задачи, стратегия, а значит не известно, чего и каким образом нужно достичь в
результате проведения PR-кампании. Не выделены целевые общественные группы, а
ведь аудитория – это центральный элемент любой PR-программы, так как «можно
эффективно говорить с кем-то только при том условии, что ты знаешь о своём
собеседнике как можно больше»[56]. Не
продуман механизм оценки PR –кампании, который даёт возможность сделать выводы
о её результативности и устранить выявленные недостатки. Всё это может
отрицательно сказаться на эффективности реализации PR-кампании.
Этап реализации программы – проведение тактических мероприятий по воздействию
на целевые общественные группы, которые в данном случае не обозначены,
поэтому при оценке этой стадии будут рассмотрены акции, направленные на
массовую аудиторию.
Согласно справке о ходе выполнения федеральной Программы подготовки к
празднованию 1000-летия г.Казани за период с 1 сентября 1999 г. по 1 марта
2002 г. (2 года 6 месяцев) были проведены такие мероприятия, как
международные конференции, фестивали, конкурсы, выставки, концерты, дни
г.Казани за рубежом, - это опосредованное информирование о тысячелетнем
юбилее, а как прямое воздействие:
- на официальном сервере администрации г.Казани ведётся
информационное сопровождение подготовки к празднованию 1000-летия города;
- на базе Гостелерадиофонда осуществляется работа по формированию
раздела кино-, видео-, аудиоматериалов, посвященных 1000-летию основания
г.Казани;
- ведётся организация корпункта радиостанции «Маяк» в г.Казани;
- создан казанский городской телевизионный канал;
- создан целевой фонд «Моя столица-Казань» - «Минем мэркэзем - Казан»
для привлечения добровольных пожертвований граждан;
- изданы книги, альбомы, буклеты о достопримечательностях Казани;
- размещена реклама на общественном транспорте: «Казани – 1000 лет»
(«Казанга 1000 ел») и «1005 - 2005. Казани – 996 лет», пущен экскурсионный
трамвай и многое другое;
- ведётся выпуск теле- и радиопередач об истории и современной жизни
г.Казани. В печатных изданиях Республики Татарстан и г.Казани также
разработаны специальные планы по освещению темы «1000-летие Казани», открыты
тематические рубрики, посвященные Казани, истории города, его современной
жизни, объявлены тематические конкурсы среди читателей.
Как видно, проводится достаточно большое количество мероприятий по работе с
общественностью, но их минус в том, что они не связаны между собой общей
концепцией, идеей, и значит, представляют собой лишь совокупность разрозненных
акций, а не PR-кампанию по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. А, как
известно: «Неструктурированная деятельность в области PR никогда не будет столь
эффективной, как планируемая программа»[57]
- Питер Грин.
Контент-анализ федеральных и республиканских СМИ.
Для оценки эффективности программ мероприятий по празднованию юбилея г.Казани
на уровне их подготовки и реализации был проведён контент-анализ федеральных
и республиканских средств массовой информации с целью определения их позиции
в освещении темы тысячелетия. Исходя из цели исследования, были определены
следующие задачи:
- выявить материалы о тысячелетии Казани;
- определить эмоциональный настрой и характер материала;
Обзор был проведён по наиболее массовым изданиям:
- России (20 изданий) и Татарстана (на русском и татарском языках –
26 изданий)
- 15 информационных программ телевидения РТ и 9 новостных программ РФ
(подробнее см. Список использованных мероприятий).
Временные границы: январь 2001 года – апрель 2002 года.
Информация определялась как нейтральные и негативные отзывы, позитивные
материалы не были обозначены ввиду их малого количества (за 2001 год 3
материала).
Диаграмма № 1 наглядно показывает, что в целом внимание СМИ к теме
тысячелетия достаточно высоко. При этом пики интереса приходятся на июнь
2001г., что связано с Днями Республики Татарстан в Париже в штаб-квартире
ЮНЕСКО и включением Казанского Кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а
также на август, когда в рамках программы по 1000-летию прошли научно-
практическая конференция «Великий Волжский путь» и День города.
|
|
|
Диаграмма № 1.
Материалы в основной своей массе нейтрального характера, количество же
критических отзывов, главным поставщиком которых являются коммерческие СМИ,
оппозиционные к власти, незначительно. При этом критики чаще всего апеллируют
к следующим аргументам:
- «1000-летие – всего лишь развлечение для тех, кто стоит у власти»,
- «1000-летие - это бремя налогоплательщиков»;
Как мне кажется, для изменения оценки события в этих СМИ необходимо перенести
акценты с политической важности события на его научную и культурную
значимость. Также важно информировать общественность об источниках
финансирования юбилея.
Теперь проследим активность освещения темы тысячелетия в средствах
массовой информации Республики Татарстан (см. Диаграмма №2).
Диаграмма №2.
|
|
|
Итак, диаграмма №2 позволяет сделать заключение о том, что степень освещения
темы тысячелетия Казани по Республике Татарстан достаточно высока, при этом
лидирующее положение занимают телекомпании «Татарстан», «Эфир» и газеты
«Шахри Казан», «Казанские ведомости».
Диаграмма №3 даёт представление о том, как освещается тема тысячелетия в
федеральных средствах массовой информации.
Диаграмма №3
Из диаграммы №3 видно, что тысячелетие Казани практически не затронуло
федеральные средства массовой информации, поэтому по количеству материалов
на эту тему они значительно отстают от республиканских, как показано в
диаграмме №4.
|
|
|
Диаграмма №4.
Таким образом, контент- анализ федеральных и республиканских средств массовой
информации показал:
- о тысячелетие Казани пишут достаточно часто;
- материалы подаются скорее в позитивной, нежели негативной форме;
- основное внимание этой теме уделяется со стороны республиканских
СМИ (что, в принципе, и стоило ожидать).
Принимая в расчёт тот факт, что средства массовой информации формируют
общественное мнение, можем сделать следующий вывод:
- в отличие от населения Республики Татарстан другие граждане
Российской Федерации недостаточно информированы о тысячелетии Казани.
Для исправления сложившейся ситуации, с моей стороны предлагается создать
единый пресс-центр по освещению мероприятий, связанных с 1000-летием Казани,
направив его работу на взаимодействие не только с местными средствами
массовой информации, но и российскими, и зарубежными. Это необходимо, если уж
мы задались целью создания благоприятного имиджа г.Казани, республики в
целом, не только у себя «дома», но и за его пределами.
- Составление бюджета для pr-компании
- Иплом: Организация и проведение pr-компании
- Дата возврата___________________________
- Введение.............................3-10
- Глава 1. Теоретические основы организации и проведения
- §2. Основные составляющие pr-кампании.
- Глава 2. Оценочное исследование процесса подготовки к празднованию
- §1.Оценка на уровне подготовки и реализации.
- §2. Оценка на уровне воздействия программы мероприятий.
- Глава 3. Pr-кампания «1000-летие г.Казани»
- §1.Определение проблемы.
- §2. Планирование и составление программы.
- §3. Предпринимаемые действия и коммуникации.
- 3.2. Планы выполнения программы.
- §4. Общая оценка программы.
- 5. Что Вы ожидаете от этого праздника? (определите в порядке предпочтения).
- 7. Сколько полных лет Вам исполнилось?
- 8. Какое образование Вы получили?
- 9. Чем Вы занимаетесь по роду своей деятельности?
- Тексты обращений к населению казани
- Бегущая строка:
- Сообщения на сайты города:
- Уважаемый _____________________!
- Обращение к министру рф
- Тк «стс-Казань», программа «Столица»
- Оценка эффективности pr-компании