logo
Страхование автотранспорта

2.2 Дорожно-транспортные происшествия

"Дорожно-транспортное происшествие" – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Понятие "дорожно-транспортное происшествие" дается в пункте 1.2 правил дорожного движения и включает в себя следующие основные признаки: [18].

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенной из окна автомобиля бутылкой. Замечу, что упавший с автомобиля на пешехода велосипед является транспортным средством, причем падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Что нужно сделать в первую очередь при ДТП

Все действия, которые нужно выполнить при дорожно-транспортном происшествии записаны в пункте 2.5 правил дорожного движения:

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Рассмотрим все перечисленные действия по порядку:

1. Немедленно остановить транспортное средство.

Думаю с этим пунктом все понятно. От себя хочу добавить, что сотрудники ГИБДД, которые позже прибудут на место ДТП, будут измерять расположение транспортных средств на проезжей части. Причем они будут проводить измерения именно расположения автомобилей после ДТП. Поэтому, если Вы стали участником ДТП и при этом от удара Ваш автомобиль выбросило, например, на какую-нибудь разметку, то после удара постарайтесь сначала вернуться в ту полосу, которую Вы занимали, а уж затем останавливайтесь.

Отмечу, что сделать это нужно быстро и сразу же остановиться. Не следует отъезжать на 50-100 метров от места дорожно-транспортного происшествия.

Этим быстрым маневром Вы сможете исключить лишние претензии к Вам со стороны сотрудников ГИБДД.

2. Включить аварийную световую сигнализацию

3. Выставить знак аварийной остановки

С этим пунктом не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Загвоздка заключается в том, с какой стороны ставить знак аварийной остановки.

Конечно же при небольших ДТП, когда оба автомобиля остаются на одной полосе, решение этой задачи не составит труда. Оба знака нужно выставить сзади автомобилей, чтобы предупредить водителей приближающихся автомобилей об опасности.

Неоднозначность же возникает, например, вот в какой ситуации. После аварии автомобили остаются на перекрестке, и другие автомобили приближаются к ним со всех сторон. Или же от удара автомобиль выносит частично на встречную сторону, и он остается стоять на двойной сплошной линии разметки.

В такой ситуации нужно использовать оба знака аварийной остановки (по одному от каждого участника ДТП) чтобы прикрыть наиболее опасные направления, которые определяются по обстоятельствам. Если ДТП произошло в месте с ограниченной видимостью, то нужно, в первую очередь, поставить знак с того направления, с которого труднее всего заметить разбитые машины. Например, на неравнозначном перекрестке нужно поставить знаки так, чтобы их было видно, в первую очередь, водителям автомобилей, приближающихся по главной дороге, т.к. скорость на главной дороге обычно выше.

Кроме того, имейте в виду, что за Вашим знаком аварийной остановки нужно следить буквально не отрывая глаз. Связано это с тем, что знак может умыкнуть какой-нибудь предприимчивый пенсионер-прохожий. Еще один возможный враг для знака аварийной остановки - проходящий мимо ребенок. Как-то раз наблюдал картину, как малыш лет 6-7, который вместе с родителями переходил дорогу около места ДТП, пнул знак аварийной остановки. Не знаю из каких побуждений он это сделал, но знак от этого развернулся, а место ДТП стало менее безопасным. [20].

4. Вызвать скорую помощь пострадавшим.

Как Вы видите, в правилах дорожного движения предлагается сначала оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Но делать это я рекомендую только в том случае, если Вы уверены в собственных силах и правильности своего решения. Неподготовленный человек может только усугубить положение пострадавшего.

Поэтому рекомендую сразу же вызвать скорую помощь. Толка будет куда больше.

5. Вызвать сотрудников ГИБДД и терпеливо ждать их появления.

При этом самостоятельно освобождать проезжую часть крайне не рекомендую, т.к. это может привести к тому, что определить виновника ДТП с точностью не удастся, а это, конечно же, не в Ваших интересах, т.к. ремонт оплачивает именно водитель, нарушивший требования правил дорожного движения.

Возможные штрафы при ДТП

За нарушения правил дорожного движения, описывающих поведение водителя при ДТП, возможны три вида штрафов:

Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Если водитель, например, не остановит автомобиль сразу же после ДТП или не выставит знак аварийной остановки, то сотрудники ГИБДД с удовольствием выпишут ему штраф в размере 1000 рублей. [21].

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;

-влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Более суровое наказание предусмотрено за оставление места дорожно-транспортного происшествия в нарушение ПДД. Это или лишение прав на 1 - 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток. [21].

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

- влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Последний штраф предусмотрен за употребление алкогольных, наркотических и психотропных веществ после дорожно-транспортного происшествия. Он представляет собой лишение прав на 1.5 - 2 года.

Рассмотрим на примере, распространенный вид ДТП. Многочисленные исследования показали, что ДТП чаще всего происходят в так называемых «конфликтных точках», т. е. в местах, где имеет мес­то взаимодействие между собой участников дорожного движения.

Особенно типичными в этом отношении являются пересечения дорог (перекрестки), где встречаются и пересекаются потоки транспортных средств и пешехо­дов, прибывающих с разных направлений. До 25% ДТП от общего их количества в нашей стране происходит на пересечениях. В городах и населенных пунктах, где пересечения встречаются особенно часто, доля ДТП на них достигает 40%.

Для перекрестков характерно разделение потоков по разным направлениям, а также слияние или пере­сечение траекторий движения. Места улично-дорожной сети, где осуществляется это взаимодействие потоков, называют точками разделения (отклонения), слияния и пересечения, или в целом — конфликтными точками.

Маневры осуществляются также и на пере­гонах улиц и дорог при изменении рядов движения и других перестроениях, однако они наиболее характер­ны именно для узловых пунктов улично-дорожной сети (транспортных узлов).

Характерной особенно­стью каждой конфликтной точки является не только потенциальная опасность столкновения транспортных средств, движущихся по конфликтующим направле­ниям; но и вероятность задержки транспортных средств.

Число конфликтных точек определяется существующими или разрешенными направлениями движения и количеством разрешенных рядов движения транспортных средств. Кроме того, следует отдельно рассматри­вать также и пересечения траекторий движения транс­портных средств и пешеходов.

Для сравнительной оценки сложности и потенци­альной опасности транспортных узлов применяют различные системы условных показателей (оценочных бал­лов). Одна из них предлагает оценку по показателю сложности транспортного узла исходя из того, что отклонение оценивают 1, слияние — 3 и пересечение — 5 баллами: [23].

m=no+3nc+5nп ;

где no-количество точек отклонения; nc-количество точек слияния;

nп- количество точек пересечения.

Если рассмотреть данный перекресток со всеми разрешенны­ми маневрами без светофоров (См.рисунок 1), то можно выявить 24 типичные конфликтные точки, в числе ко­торых 16 точек пересечения 4 отклонений и 4 слияний.

m=4+3*4+5*16=96

При этом транспортный узел считается простым, m< 40; средней. Сложности, если m = 40...80; сложным с показателем m от 80..150; очень сложным — при m>150.

Узел, имеющий 24 конфликтные точки, по этой системе характеризуется величиной m = 96 и относится к сложному.

Если рассмотреть данный перекресток со всеми разрешенны­ми маневрами со светофорами (См.рисунок 2), то можно выявить 4 типичные конфликтные точки, в числе ко­торых 2 точек пересечения и 2 отклонений.

m=2+5*2=12

Узел, имеющий 4 конфликтные точки, по этой системе характеризуется величиной m = 12 и относится к простому.

Рисунок 1-Конфликтные точки на рассматриваемом перекрестке (со светофором)

Рисунок 2-Конфликтные точки на

рассматриваемом перекрестке (без светофора)

Уменьшение сложности пересечения и соответственно снижение аварийности достигается организационными мероприятиями: введением одностороннего движения на дорогах, светофорного регулирования. Пересечений в разных уровнях, расстановкой знаков приоритета и целым рядом других мероприятий.

Анализируя дорожные условия, следует обратить внимание на важнейшие требования по обеспечению безопасности движения. К ним относятся минимально необходимые условия для нормального функционирования подсистемы «водитель - автомобиль», т.е. условия, обеспечивающие безопасность при заданной скорости движения. [24].

Рассмотрим пример, дорожные условия на перекрестке улиц Почаевской – Электрозаводской - Усти-на-Лабе г.Владимира, следует отметить, что:

- дальность видимости дороги в направлении движения, боковая видимость на пересечениях достаточные для оптимальной ОДД;

- основные геометрические элементы дороги соответствуют габа­ритным размерам и параметрам, характеризующим транспортные сред­ства, которые преобладают в данных условиях в транспортном потоке;

- состояние покрытия дороги нормальное, но требует небольшого ремонта. Коэффициент сцепления с дорогой около 0,7 -летом.

Исследование существующей ОДД на заданном участке УДС:

- разметка на перекрестке отсутствует, кроме обозначения пешеходного перехода. Площадь разметки повреждена. Требуется нанесение новой разметки;

- присутствуют дорожные знаки, такие как: "Пешеходный переход"(5.19.1(2шт)5.19.2(2 шт)), "Главная дорога"(2.1(2 шт)) и "Уступи дорогу"(2.4(2 шт));

- на проезжей части расположены по 4 полосы- по 2 полосы в одном направлении;

- полосы озеленения отсутствуют;

- состояние пешеходной зоны: тротуары присутствуют на ул.Электрозаводской после пересечения с ул. Почаевской, эти тротуары обозначены четко и разделены от проезжей части бордюром ;

- заездные карманы для общественного транспорта отсутствуют;

- освещенность перекрестка соответствует нормативам. Все фонари горят и в полной мере освещают весь перекресток;

- состояние полотна дороги удовлетворительное, но требует небольшого ремонта. В двух местах присутствуют заниженные канализационные люки;

- геометрические параметры перекрестка: ширина проезжей части ул. Почаевская 14 м, ширина проезжей части ул.Электрозаводская -12 м радиусы закругления дороги -8 м, ширина тротуаров -2 м.

Водитель должен вести ТС со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние ТС, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость и направление движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением ТС для выполнения ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС.