Заключение.
Public Relations - многогранная деятельность, объединяющая множество направлений, приемов и интитутов. Во всем мире без поддержки PR-служб не обходится ни одна коммерческая структура. Лидирующее место по объемам обслуживания фирмами PR занимают рынки телекоммуникации, а также потребительских товаров и услуг.
Рассмотрев истоки и поэтапную историю возникновения деятельности паблик рилейшнз, мы видим, что стратегия и тактика социального развития должны определяться в режиме диалога всех составляющих социальное взаимодействие сил. Это относится к деятельности всех социальных институтов: бизнес – структур, общественных организаций, властных структур, политических партий и движений, которые так или иначе участвуют в формировании политики. Все они нуждаются в отклике на эти мероприятия населения всей страны. Это объясняет необходимость создания специальных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами, для чего используются традиционные информационные каналы, такие как печать, телевидение, радио и сети интернет.
Для систематизированного представления о теории, методологии и методике паблик рилейшнз, знания должны соответствовать уровню стандартов современной демократии, требованиям цивилизованных рыночных отношений, условиям вхождения в семью развитых стран мира.
Написаны десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, создаются курсы, проводятся отдельные семинары и конференции, устраиваются шумные презентации, основаны национальные ассоциации паблик рилейшнз. PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве, создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах исполнительной и законодательной власти российских регионов. (приложение 1). Во всем мире паблик рилейшнз превратился в эффективно работающую науку и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.
Для российского PR не имеющего такой основательной традиции, как на Западе, характерно динамичное развитие и он уже играет достаточно важную роль в управлении социальными процессами, а также существенно влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. что, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.
В России с развитием институтов гражданского общества и стремлением власти установить непосредственный диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии решений, возникла практика PR, но еще не достаточно разработана институциональная концепция PR как науки, её методическое наполнение и даже понятийная база. Однако, подобное отставание науки от практики в данном случае вполне естественно, так как науке PR по сути присуща практическая ориентация.
И в заключении, можно сказать, что технологии паблик рилейшнз представляют собой систему информационно-аналитических действий, принципом которых является обеспечение реализации политических целей на основе честного и уважительного отношения к получателю информации. Для России сочетание вертикальных и горизонтальных связей, сопровождаемое ответственностью чиновников и представителей бизнеса, которые «обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ»1, может стать основой для успешного развития политической модернизации.
Приложение 1
СПРАВКА:
К маю 1995 года на 24 российских министерства приходилось 29 структур, которые по статусу можно сравнить с полноценной пресс-службой, правда некоторые из них были внештатными. В одном лишь Министерстве связи РФ было 3 пресс-службы (центральная пресс-служба министерства, пресс-служба госкомиссии по радиочастотам и пресс-служба госкомиссии по электросвязи) и 1 пресс-группа (Федерального управления фельдъегерской связи). В структуре Министерства транспорта РФ был отдел информации и общественных связей и 6 внештатных служб общественных связей в департаментах и комиссиях министерства. Лишь 6 федеральных министерств ограничились введением в штатное расписание должностей пресс-секретаря министра без формирования структур пресс-служб.
Пресс-секретарями помимо премьера обзавелись все заместители Председателя Правительства РФ.
На 9 федеральных госкомитетов приходилось лишь 4 пресс-службы (Госкомоборонпром; ГТК; Госкомимущество и Государственный комитет по физической культуре и туризму).
.
1 Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006г.//URL: //www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/1005546.shtml.