logo
Туристское предложение и спрос на дестинацию "Индия": страноведческие и региональные аспекты

2.3 Маркетинговое исследование туристского спроса на Индию

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке[6].

Одним из элементов маркетингового исследования является сбор необходимой информации по средствам анкетирования - вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета.

В данной работе анкетирование проводилось по средствам электронной почты, а также личного опроса респондентов. В опросе приняло участие 30 человек, преимущественно студенты. 60% опрошенных - это молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет, респонденты в возрасте от 25 до 35 лет составили 15% и оставшиеся 25% это люди старше 35лет.

Исходя из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что 91% респондентов когда-либо были за границей, то есть имеют определенный туристский опыт. Для определения предпочтений туристов при выборе тура был поставлен следующий вопрос: «На что вы обращаете внимание в первую очередь при выборе тура?».

Рисунок 6 - Предпочтения туристов при выборе тура

При выборе тура респонденты в первую очередь обращают внимание на стоимость путешествия (60%), что, безусловно, связанно с экономическим положением страны и достаточно высоким уровнем безработицы в связи с мировым экономическим кризисом. Всего 10% опрошенных, при выборе тура обращают внимание на средства размещения. И один человек отметил, что совершая путешествия он обращает внимание на стоимость и на популярность страны (место посещения).

Что же касается вида транспорта, который предпочитают респонденты при совершении путешествий, то лидирующую позицию (70%) занимает воздушный вид транспорта. Это связанно с тем, что, не смотря на дороговизну авиабилетов, путешествия с использованием самолетов экономит огромное количество времени, а также это более удобный вид передвижения на больших дистанциях, нежели автомобиль или железные дороги. По отношению к Индии это также более удобный вид транспорта, в связи с удаленностью страны, поэтому наиболее удобный путь до Индии, это перелет Владивосток-Москва-Дели, либо через Пекин (КНР). А что же касается остальных 30% опрошенных, то для них вид транспорта вообще не имеет значения.

На вопрос «Бывали ли Вы в Индии?» все 30 респондентов ответили отрицательно, но, тем не менее, все считают Индию достаточно привлекательной страной для совершения туристского путешествия. Что же касается цели путешествия в Индию, то большинство (53%) ответили, что хотели бы посетить эту страну с экскурсионно-познавательной целью, и это не удивительно, так как Индия имеет огромное количество исторических мест, дворцов, храмов и всевозможных культурных достопримечательностей. В связи с сегодняшней популярностью пляжей Гоа, 17% респондентов хотели бы посетить Индию с купально-пляжными целями. И 20% опрашиваемых единогласно ответили, что хотели бы посетить данную страну в комбинированном туре с купально-пляжной и экскурсионно-познавательной целью (Рис.7).

Рисунок 7 - Цели путешествия в Индию

На вопрос «С кем бы Вы хотели отправиться в туристскую поездку в Индию?» большинство (70%) выбрали ответ «с друзьями», 24% опрашиваемых хотели бы путешествовать со своей семьей, и только 6% отправились бы в Индию одни.

Что касается типа размещения, то большинство потенциальных туристов предпочитают 4* отели, однако это один из самых дорогих видов размещения, что, безусловно, отразится на общей стоимости тура. Осознавая это, 27% респондентов, совершая туристскую поездку в Индию, выбрали бы размещение в отелях 3*. Так же хотелось бы отметить, что 10% опрашиваемых, хотели бы остановиться в бунгало. Это не самый комфортабельный, но более экзотический вид размещения. В Индии такой тип размещения достаточно популярен, особенно на пляжах Гоа, где предлагают размещение в двух- трехместных бунгало. В каждом бунгало спальня, ванная комната, балконы с видом на океан, а также в комплекс обычно входят рестораны. Поэтому размещение в подобном бунгало не принесет потенциальным туристам неудобств (Рис.8).

Рисунок 8 - Тип размещения

Что касается вопроса о продолжительности тура в Индию, большинство (57%) хотели бы совершить поездку продолжительностью от 8 до 14 дней (Рис.9). 30% респондентов предпочитают краткосрочные поездки, что связанно с занятостью людей, а также с ценовой политикой (чем продолжительнее тур, тем выше цены). И всего 13% совершили бы поездку, продолжительностью более двух недель.

Рисунок 9 - Продолжительность путешествия в Индию

Так же респондентам был задан вопрос - «Какие центры туристского посещения Вы знаете и хотели бы посетить во время своего путешествия в Индию?», на что все опрашиваемые отметили Дели, Агра, Гоа и Тадж-Махал, что связанно с огромной популярностью этих мест. Также 15% респондентов хотели бы посетить Храм Лотоса, Мумбай или Джайпур, несколько человек уточнили, что хотели бы увидеть именно Дворец Ветров. Это говорит о том, что не так много людей знают культурно-исторические достопримечательности Индии, многие просто понаслышке знают самые популярные центры туристского посещения, но им достаточно знать только это для того, чтобы совершить путешествия в данную страну.

Рисунок 10 - Предполагаемые расходы во время путешествия в Индию

Несомненно, стоимость тура во многом зависит от таких факторов как тип размещения, вид транспорта, продолжительность путешествия, насыщенность экскурсионной программы, а так же сезонность. Анализируя данную диаграмму (Рис.10), можно сказать, что большинство опрашиваемых (47%) готовы потратить на свое путешествие от 46000 до 55000 рублей. Для совершения путешествия в Индию эта сумма достаточно мала, но большинство жителей Приморского края не готовы тратить большие суммы на туристские поездки в связи с неустойчивым экономическим положением в условиях кризиса, который в настоящее время сбавляет обороты. 33% решили что, смогли бы потратить на свою поездку до 45000 рублей, 13% опрашиваемых готовы понести затраты в размере 56000-65000 рублей. Так же хотелось бы отметить, что 7% респондентов, ответивших «свыше 66000 рублей», это люди в возрасте свыше 35 лет, т.е. скорей всего имеющие стабильную работу и заработную плату.

Таким образом, исходя из результатов проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что в связи с неустойчивым экономическим положением в первую очередь люди обращают внимание на стоимость тура, но, не смотря на это, продолжают путешествовать. Но, тем не менее, ни один из опрашиваемых людей не был в Индии, что скорей всего связанно с высокой стоимостью туров по данному направлению. В связи с удалённостью страны от Приморского края не каждый решится потратить большую часть стоимости путешествия на организацию транспортировки до места назначения, поэтому большинство жителей Приморского края предпочитают путешествовать в приграничные города Китая.