PR-технологии в формировании имиджа средства массовой информации на примере телевизионной программы "Домой!"

дипломная работа

1.3. Имидж телевизионных программ

Имидж телепрограммы - устойчивое представление, которое складывается зрительской аудитории о ее характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках и чертах. В какой-то мере оно сходно с привычным для нас понятием «лицо» программы, которое давало представление не только об ее внешнем облике, но и о содержательных особенностях. Имидж телепрограммы формируется в течение достаточно длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании телепрограммы, в расширении и укреплении ее целевой аудитории.

Имидж телепрограммы имеет большое значение для обеспечения ее конкурентоспособности. Его трудно создать, но легко исказить и даже потерять, оттолкнув тем самым значительную часть аудитории.

В имидже телевизионных программ три составляющих элемента: объективный, субъективный и моделируемый имидж.

1. Объективный (или реальный) имидж - впечатление телевизионной программе, которое есть у целевой аудитории.

2. Субъективный имидж - представление создателей телепрограммы о том, какой ее видят окружающие.

3. Моделируемый имидж - тот образ, который пытаются создать команда и привлеченные специалисты[8].

Будущий имидж телепрограммы закладывают уже в ее модель, определяя тематические рубрики и жанровые особенности. Если, например, деловая телепрограмма не будет регулярно публиковать под соответствующими рубриками статистические данные: котировку валют, информацию о состоянии товарных рынков и т.п., его имидж лишь оттолкнет большую часть аудитории, на которую она была рассчитана. Не меньшее значение имеет и соотношение между новостями и аналитическими, проблемными выступлениями телепрограммы.

В какой-то мере имидж телепрограммы зависит и от организации ее материалов, их подачи в эфире. Сумбур, беспорядок в организации материалов мешает пользователю информации, затрудняет нахождение того, что отвечает его интересам. Не находя этого, он выключит телевизор. Лишь организовав информацию в соответствии с композиционной моделью телепрограммы, систематизировав ее, выделив главное и выстроив материалы в известном телезрителю и привычном для него порядке, можно рассчитывать на его внимание.

Также для имиджа важно название и визуальное оформление - изобразительные заставки на телевидении или сигналы, привлекающие внимание аудитории. Символы - как у компании ТВ-Центр, цифра 1 - у компании ОРТ, аббревиатуры - у компаний РТР и НТВ, литера К - у канала «Культура» и другие фирменные знаки успешно используются, помогая поддерживать связи телевидения с аудиторией.

Найти точное и выразительное название телепрограмме, - ее фирменное имя и ее фирменный знак - сокращение, символический рисунок, заставку - значит помочь ей укрепить свои позиции на рынке, проложить дополнительные пути к зрительской аудитории.

Немалую роль играет и дизайн. Продуманное оформление интерьера, в котором проходят ток-шоу и интервью, игра светом и цветом в игровых программах, постоянство элементов оформления ввода в программу, ее открытия и т.п. - все должно быть нацелено на привлечение и удержание внимания телезрителя, должно вызвать у него желание возвратиться к этой программе при ее повторе.

Можно говорить о звуковом дизайне программы. От использования специфических средств - музыки, различных шумов, постоянной звуковой заставки в начале передачи и т.п. - в какой-то мере зависит ее успех.

Имидж телевизионных программ включающий как визуальный, так и вербальный компонент, дает более полное представление о ком-либо или о чем-либо (поступки, дела, качества, черты, характеристики, параметры). В целом можно утверждать, что это достаточно многоплановая категория, включающая социологический, художественный, психологический, экономический, политический и иные аспекты.

Основными характеристиками имиджа телевизионных программ заключаются в том, что:

- имидж телевизионных программ упрощен по сравнению с самой программой. Вместе с тем он подчеркивает специфичность и уникальность телепрограммы. Кроме того, имидж телевизионных программ можно рассматривать как разновидность свернутого сообщения.

- имидж телевизионных программ конкретен, но подвижен и изменчив. Он все время корректируется, адаптируется к текущей ситуации.

- имидж телевизионных программ в определенной степени идеализирует рекламируемый объект: либо преувеличивает его выгодные черты, либо наделяет объект дополнительными социальными, идеологическими, психологическими качествами в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

Первичный имидж телепрограммы - это комплексное представление которое формируется в сознании общественности в результате первоначального знакомства с ней. Кроме того, первичный имидж включает в себя основные характеристики идеального (моделируемого) имиджа, но по ряду признаков отличается от идеала.

В ходе своего развития имидж последовательно трансформируется. Базовые черты сохраняются, но добавляются другие - так называемые, «поверхностные», отражающие новые реалии. Получающийся усложненный имидж называют вторичным.

Если суммировать общие имиджевые признаки, то можно выработать ряд требований к имиджу телепрограммы. Он должен быть:

Синтетическим, т.е. производить определенное впечатление с помощью определенного видеоряда, звукового ряда, слогана.

Правдоподобным, достоверным. Никому не нужен имидж, не пользующийся доверием людей. Он должен отвечать требованиям здравого смысла.

Ярким и конкретным. Имидж лучше воспринимается, если апеллирует к чувствам, сосредоточен на определенных чертах, ярко высвечивает один или несколько характерных особенностей телепрограммы.

Упрощенным. Чтобы избежать нежелательных эффектов, имидж должен быть проще, чем сам объект. Наиболее эффективен в восприятии простой и быстро запоминающийся имидж.

Ожидаемым. Имидж должен «витать» между чувствами и рассудком, ожиданиями и реальностью. Одно из главных его достоинств - устойчивость при непредвиденном развитии событий, изменении вкусов. В любых обстоятельствах он обязан соответствовать желаниям и ожиданиям разных категорий телезрителей.

Внешний имидж телепрограммы должен поддерживать у аудитории впечатление, что съемочная группа постоянно находятся в движении и всегда обладает самой свежей информацией.

Единство зрительного имиджа телепрограммы достигается правильным сочетанием использования графических приемов, цифровых видео эффектов и электронных титров в продолжение каждого выпуска. Одним из эффективных способов гармонично сочетать все упомянутые элементы является создание характерного заднего плана для рекламы выпусков программы. Если он будет выдержан в общем русле имиджа, то удачно подчеркнет текст, проиллюстрирует его, привлечет внимание той части зрителей, которые смотрели передачу «вполглаза» - увидев удачный зрительный образ, они, возможно, подойдут к телевизору и прибавят звук. Правильно сделанное оформление программ подчеркнет факт, что программа интересна.

К изготовлению графики для программ нельзя относиться бездумно. Это - нечто гораздо большее, нежели просто рисунок с подписью под ним. Это - заголовок сюжета, и его нужно придумывать так, чтобы не отвлекать внимание и не затруднять восприятие информации. Хорошо сделанная графика обычно усиливает воздействие текста ведущего. Свою ориентацию, свое «лицо» телепрограмма должна определить до того, как дизайнеры приступят к работе.

Возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, благодаря развитию современной видео, аудиоаппаратуры, монтажного цифрового оборудования, и большого количества выразительных средств и способов их осуществить способствует формированию имиджа телевизионных программ, делает их привлекательными для различной аудитории.

Для формирования определенного имиджа телепрограммы важны все их характеристики, все стороны. Определенную роль играет и человеческий фактор - известность, популярность, своеобразный личный имидж ведущих, выступающих в эфире. Популярность телепрограммы «Намедни» на канале НТВ в немалой степени связана с личным имиджем ведущего этой программы Л. Парфенова. Таким образом, имидж той или иной программы во многом определяется личностью телеведущего. Он должен быть наделен даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать ее настроение и ожидания.

Еще одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы.

Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного имиджа на экране. Особенность телевидения в том, что визуальное изображение превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями звуковыми, и здесь имеется своя логика - логика зрительского восприятия. В самом деле, когда при виде на экране телеведущего прежде всего бросаются в глаза конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, прическа, одежда, руки. Часто незаметно для себя зритель вслушивается в голос ведущего, и невольно соотносит тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук.

Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране телепрограмма должна соответствовать логике зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.

Выводы

По итогам первой главы данного исследования можно сделать следующие выводы:

- можно смело утверждать, что категория имидж на сегодняшний день является фундаментальным понятием во многих отношениях. В настоящее время она интерпретируется настолько широко, что некоторые формы его употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат друг другу и в связи с этим возникает необходимость более подробно проанализировать этот термин.

- реальные качества имиджа представляют собой набор существенных свойств, который присущ объекту.

- создание имиджа включает четыре основных этапа: создания фундамента, внешнего имиджа, внутреннего имиджа и неосязаемого имиджа. Каждый из этапов направлен на достижение трех главных задач: достижение высокого уровня компетенции и эффективная работы с аудиторией; поддержание успешного имиджа; установление эмоциональной связи с аудиторией.

- в создании положительного образа не последнее место занимают современные PR-технологии, которые позволяют систематически и комбинированно использовать всю совокупность внутренних и внешних информационных связей, реализовать сильные стороны и элиминировать слабые.

2. Практика использования PR-технологий в создании положительного имиджа телевизионных программ на примере программы «Домой!»

2.1. Анализ имиджа программы «Домой!»

В качестве примера успешного опыта использования PR-технологий в создании положительного имиджа телепрограммы, рассмотрим практику использования PR-технологий в создании положительного имиджа на примере программы «Домой!».

Программа «Домой!» выходит в эфире ТК «Волга» с сентября 2005 года. Время выхода программы - суббота 11:45 , воскресенье 19:40 и понедельник 22:50. Хронометраж программы 20 минут.

Программа состоит из постоянных рубрик:

- «Бюро прогнозов» - все о ценах на первичном и вторичном рынках жилья в различных районах Нижнего и области, о стоимости строительных материалов, представляются конкретные строящиеся объекты. Аналитика предоставлена агентствами недвижимости и строительными компаниями.

- «С новосельем!» - истории людей, которые решили улучшить свои жилищные условия и которым это удалось. Они делятся своим опытом, рассказывают, через что им пришлось пройти, и что способствовало их долгожданному переезду.

- «Квартирный ответ» - рассказы о способах приобретения и покупки жилья. Ипотека - тема сравнительно новая, поэтому ей уделяется много внимания. За всеми нюансами ипотечной тематики жителям области просто не уследить, а ходить за каждым вопросом в юридическую консультацию - накладно. В рубрике «Квартирный ответ» зритель может познакомиться с программами жилищного кредитования, разработанными органами власти разных уровней, банками. Кроме этого, компании-застройщики представят здесь свои объекты.

- «Опасная зона» - незаконное строительство, долгострой, мошенничество - реальные истории о том, с какими серьезными проблемами встречаются нижегородцы при покупке и строительстве недвижимости, а также обслуживании жилья.

- «Стол справок» - юридические консультации по жилищному законодательству, советы и рекомендации профессионалов в области недвижимости, ответы на вопросы телезрителей.

Также программа рассказывает о новых технологиях строительства и современных стройматериалах, о нижегородских архитектурных шедеврах, о предложениях банков по кредитованию на жилье и ремонт, дает грамотные и актуальные советы специалистов по любым вопросам ремонта, декора, купли-продажи жилья и строительства собственного дома.

Таким образом, телепрограмма «Домой!» является программой, которая информирует всех заинтересованных зрителей о новостях недвижимости плюс представляет собой некий каталог предложений в этой сфере на нижегородском рынке. Программа является связующим звеном между активным зрителем, который стремится сделать жизнь своей семьи более комфортной, и теми специалистами, которые могут ему в этом помочь.

Название возникло, исходя из тематики программы (недвижимость, ипотека, ремонт, в общем, все для дома.) Изначально целью программы было информирование тех людей, кто хочет найти путь домой. Отсюда и такое название-призыв.

Красный цвет был выбран не случайно: цвет активности, революции, экстаза. Он должен был визуально привлечь внимание зрителей. С логотипом решили не заморачиваться. Красные буквы, сложившиеся в слово, сами по себе яркий логотип.

Сегодня в программе «Домой!» работают четыре журналиста и ведущий. Ведущий записывает студии, которые являются связующим звеном между сюжетами, в которых действуют журналисты. Кроме того, в студиях проходит информация по главной теме передачи. Например «Повышение цен на земельные участки». За кадром остается работа оператора и монтажера. А так же рекламного отдела.

Программа выходит каждую неделю. Раз в месяц коллектив программы проводит собрание, на котором проводит совместный просмотр четырех, вышедших за месяц передач. Высказывает свое мнение по поводу продукта в целом, обсуждает каждый сюжет и работу коллег. Хотя программе уже три года, а это солидный срок для передачи, коллектив не теряет личной заинтересованности в производстве качественного продукта.

Важной характеристикой имиджа телепрограммы «Домой!», как, впрочем, и любого другого имиджа, является информативность: он сообщает о некоторой совокупности признаков, присущих оцениваемому субъекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться субъекту создателями имиджа.

Другая существенная особенность имиджа - его активность. Имидж способен воздействовать на сознание, эмоции, поведение как отдельных людей, так и целых групп населения.

Имидж является знаковой, символической структурой. Ее можно представить как своего рода библиотеку различных значений, из которой в соответствии с ситуацией выделяются определенные значения. Имидж представляет собой «полуфабрикат», поскольку он задает направления для домысливания в соответствии с опытом целевой аудитории или воспринимающего человека.

С момента появления имидж телепрограммы на разных этапах ее существования менялся. На первом этапе - это была информационная программа. Спустя полгода она несколько поменяла формат: на передний план выходит яркая подача материала, яркие образы ведущих, оригинальные сценарные планы. В таком формате программа просуществовала год. Следующий этап - информационно-аналитическая программа. В течение эфира ведущий раскрывает какую-либо тему, в неё логично вплетаются сюжеты по теме программы.

Девушек изначально было четыре. Это был беспроигрышный ход продюсера, т.к. особи женского пола всегда привлекают зрителя (как мужчин, так и женщин). Программу сразу заметили не только зрители, но и специалисты в сфере недвижимости, именно по причине участия в ней красивых ярких девушек в красном.

Имидж телепрограммы «Домой!» (как, впрочем, и любой другой имидж) имеет ценностный характер, ибо выражает определенные социальные ценности. В массовом сознании имидж телепрограммы представлен совокупностью оценочных отношений и может быть эффективно изучен с помощью методики «Семантический дифференциал», разработанной Ч. Осгудом.

Семибалльные биполярные шкалы (от +3-х до -3-х) были построены на основе понятий, полученных нами в процессе проведения фокус-групп[ Метод фокус-групп, или групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых "гибких" или "качественных" методов социологического исследования.], с помощью которых исследовалось восприятие телепрограммы «Домой!». Всего было использовано 10 подобных шкал: профессиональный - непрофессиональный, актуальная - неактуальная, яркая - неяркая, веселый - серьезный, запоминающаяся - незапоминающаяся, интересный - скучный, узнаваемая - неузнаваемая, семейный - одинокий, добрый - недобрый, красивый - некрасивый.

Количественный показатель отношения респондентов к телепрограммы «Домой!» формируется на основе оценок ими информации, воспринимаемой от этой программы.

В результате статистической обработки данных опроса был получен следующий рейтинг зрительского отношения:

1. Программа информативна - 1,94 балла.

2. Программа яркая - 1,92 балла.

3. Программа запоминается благодаря ведущим - 1,90 балла.

4. Программа яркая и узнаваемая благодаря логотипу и заставке - 1,83 балла.

5. Программа интересна - 1,68 балла.

6. Программа актуальна и своевременна - 1,57 балла.

В целом у большинства респондентов самые высокие оценки получены по характеристикам «профессиональная», «узнаваемая», «яркая». Наименьшие - по шкалам «добрая» и «семейная».

Идея заставки возникла у Юлии Ведерниковой, автора программы, ныне коммерческого директора проекта. В заставке должна была бы четко обозначена тематика программы (это воплощено в появлении небоскребов с названиями тем программы), проявляться мысль об активности зрителя (люди бегущие домой) и главная идея - призыв найти свой путь домой.

Таким образом, мы видим, что программа практически с момента своего создания имела сформированный положительный имидж в глазах своей аудитории. Но в задачи создателей программы «Домой!» входило и входит дальнейшее укрепление сформированного имиджа и расширение целевой аудитории, для достижения этих целей создатели программы используют проведение PR-кампании.

2.2. Планирование проведения PR-кампании для укрепления и развития существующего имиджа программы «Домой!»

Перед разработкой PR-кампании создатели телепрограммы «Домой!» давали себе ответ на следующие вопросы: каковы цели PR, каковы позиции телепрограммы среди других телевизионных передач, каким целевым аудиториям будет адресовано сообщение и в какое время, каким будет содержание данных сообщений и по каким информационным каналам они будут передаваться, какая ответная реакция на данные сообщения ожидается со стороны целевых аудиторий, какие индикаторы нужно использовать для того, чтобы выяснить, что поставленные цели достигнуты и что PR-мероприятия оправдали вложенные в них средства.

Делись добром ;)