2. Алгоритм проведения ABC - анализа
Для того чтобы минимизировать риск ошибки, необходимо придерживаться следующего алгоритма. ABC - анализ представляет собой следующую последовательность действий:
1. определение цели анализа,
2. определение объектов анализа,
3. дифференциация объектов анализа по группам ABC
4. выстраивание показателей в порядке убывания
5. разделение объектов на группы ABC на основе среднестатистических данных
Первым этапом АВС - анализа является определение цели анализа. Многие пропускают это действие, в результате чего заходят в тупик. Что АВС - анализ не является самоцелью, это всего лишь инструмент, который при умелом обращении способен дать определенный результат. Одно и то же множество объектов анализа будет разделено на группы по-разному, в зависимости от цели анализа. В свою очередь, результат анализа должен быть правильно интерпретирован, иначе эффект от его проведения сводится к нулю.
Вторым шагом является определение объекта анализа ассортимента, формирование исходных данных. (табл.2) В качестве объекта анализа ассортимента может выступать товарная категория, группа, подгруппа, номенклатурная единица, клиент (для оптовой торговли),дебитор, поставщик и т.п.
При проведении анализа ассортимента в целях управления ассортиментом имеет смысл выбрать в качестве объекта анализа номенклатурную единицу (позицию ассортимента), что позволит провести детальный анализ продаж; а для анализа структуры ассортимента - товарную категорию.
Табл. 2. Формирование исходных данных
№ ассортиментной позиции |
Наименование вида товара |
Объем реализации (тыс.руб) |
|
1 |
Товар 1 |
1595 |
|
2 |
Товар2 |
220 |
|
3 |
Товар 3 |
1210 |
|
4 |
Товар 4 |
320 |
|
5 |
Товар 5 |
1200 |
|
6 |
Товар 6 |
210 |
|
7 |
Товар 7 |
35 |
|
8 |
Товар 8 |
80 |
|
9 |
Товар 9 |
55 |
|
10 |
Товар 10 |
75 |
|
Итого |
5000 |
Третьим пунктом является дифференциация ассортимента по группам ABC, т.е. определение доли реализации каждой ассортиментной позиции в общем объеме реализации товаров. ( Табл.3)
Табл. 3. Дифференциация ассортимента по группам ABC
№ ассортиментной позиции |
Наименование товара |
Доля товара в общем объеме реализации |
|
1 |
Товар 1 |
31,9 |
|
2 |
Товар2 |
4,4 |
|
3 |
Товар 3 |
22,1 |
|
4 |
Товар 4 |
6,4 |
|
5 |
Товар 5 |
24,2 |
|
6 |
Товар 6 |
3,1 |
|
7 |
Товар 7 |
0,8 |
|
8 |
Товар 8 |
2,1 |
|
9 |
Товар 9 |
1,5 |
|
10 |
Товар 10 |
1,6 |
|
Итого |
100% |
Четвертый пункт заключается в вычислении доли каждой ассортиментной позиции нарастающим итогом.( Табл. 4)
Табл.4. Ранжирование ассортимента
Наименование продукта |
Годовой объем реализации |
Доля в общем объеме реализации |
Доля в объеме реализации нарастающим итогом |
|
Товар 1 |
1595 |
31,9 |
31,9 |
|
Товар 5 |
1200 |
24 |
55,9 |
|
Товар 3 |
1210 |
24,2 |
80,1 |
|
Товар 4 |
320 |
6,4 |
86,5 |
|
Товар 2 |
220 |
4,4 |
90,9 |
|
Товар 6 |
210 |
4,2 |
95,1 |
|
Товар 8 |
80 |
1,6 |
96,7 |
|
Товар 10 |
75 |
1,5 |
98,2 |
|
Товар 9 |
55 |
1,1 |
99,3 |
|
Товар 7 |
35 |
0,7 |
100 |
|
Итого |
В таблице найдем товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 80%, что является нижней границей группы A, а верхней границей группы A - первая позиция в списке - данном примере это Товар1 и Товар5. Товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%) - Товар3 , Товар4 и Товар2. Все, что расположено ниже -- группа C ,в которую входит Товар6 , Товар8, Товар10, Товар9 и Товар7.
Общее количество товаров в нашем примере 10. Подсчитаем долю количества наименований товаров по группам ABC на основе среднестатистических данных. A -- 20%, B -- 30%, C -- 50%. (Табл.5)
Табл.5. Распределение ассортимента по группам
Группа |
Доля в ассортименте(%) |
Доля в реализации (%) |
|
A |
20% |
55,9% |
|
B |
30% |
35% |
|
C |
50% |
9,1 % |
3. Внедрение анализа
Для того чтобы АВС-анализ стал возможен, в компании необходимо наличие единого классификатора материально-технических ресурсов в информационной базе, в кодах которого заложен учет их прихода, расхода и складских запасов. Когда процедура АВС-анализа проводится впервые, встает вопрос, насколько детально должна быть отражена информация по поступлению материально-технических ресурсов (по позициям, подгруппам, группам и т. д.). Наша практика показывает, что, как правило, детализация по позициям является излишней и можно ограничиться уровнем подгрупп.
Процентные границы для определения групп А, В и С также могут несколько варьироваться в зависимости от отрасли. Не следует забывать, что основная цель АВС-анализа -- сформировать классы номенклатуры, для которых используются общие методы работы. Например, в металлургии сырье и основные материалы составляют около 80% от общего объема закупок. При этом оставшиеся 20% номенклатуры также достаточно разнородны и требуют разных подходов при организации снабжения. Поэтому в этом случае возможно проведение АВС-анализа для всего массива данных за исключением основного сырья.
Результаты АВС-анализа не должны приниматься автоматически к исполнению. Как правило, особенно на первых этапах требуется дополнительное согласование результатов специалистами, а потом их утверждение.
При принятии управленческих решений важно учитывать, что номенклатура группы С имеет невысокую стоимость, но при этом требует очень больших человеческих и временных затрат. Нередко общая численность персонала отделов закупки, занимающихся номенклатурой группы А, составляет примерно пять человек, а группы С -- более 30. Поэтому важно правильно выбрать методы работы с этой номенклатурой, чтобы снизить общие затраты на организацию снабжения предприятия. Анализ затрат системы снабжения российских промышленных предприятий показывает, что если для номенклатуры группы А снабженческая наценка составляет 5-8% от общей стоимости, то для номенклатуры группы С достигает 20%.
- 37. Диаграмма Парето и abc анализ
- Тема 2.4. Метод abc-анализа товарно-материальных запасов
- Управление запасами с применением анализа abc и xyz.
- 4.Abc анализ в логистике снабжения
- 11.Задачи и функции закупочной логистики. Анализ авс в логистике.
- Abc-анализ
- 2.1. Применение методов abc и xyz - анализа в логистике.
- 3.5. Анализ abc
- 7.Метод авс-анализа в закупочной логистике