1.3 Классификация и виды спроса на лекарственные препараты
Методы изучения спроса на ЛП зависят от их вида. Спрос на ЛП классифицируется по следующим принципам:
1. По степени удовлетворения.
Ш ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ, который может быть реально предъявлен при достаточном предложении. Равен числу обращений в аптеку.
Ш РЕАЛИЗОВАННЫЙ - фактически удовлетворенный в результате покупки. Равен потреблению.
Ш неудовлетворенный - равен разнице между действительным и реализованным. Для подсчета величины неудовлетворенного спроса по району, городу, области, краю предложена формула:
где N - величина неудовлетворенного спроса (количество отказанных ЛС за соответствующий период);
Тф - фактически закупленное количество ЛС фарм. структурами;
Дф - число дней наличия ЛС в фарм. структурах;
До - среднее число дней отказов в ЛС фарм. структурами;
Nо - количество ЛС, отпущенных за учитываемый период всеми фарм. структурами
N1 - количество ЛС, отпущенных оптовыми структурами.
Экспериментом должно быть охвачено не менее 20% фарм. структур в изучаемой местности. Метод предусматривает сплошную регистрацию всех обращений в фарм. структуры, а также наименования и количество отказываемых ЛС населению по рецептам в течение второй недели второго месяца каждого квартала. Аналогично ведут учет спроса и отказов на ЛС лечебно-профилактическими учреждениями и другими организациями, снабжающимися с оптовых фармацевтических структур.
Различают:
Реальный неудовлетворённый - равный отказу в 20%.
Скрытый неудовлетворённый - равный замене (80%).
2. В зависимости от генератора спроса:
a. Генерируемые врачом.
b. Генерируемые населением.
Спрос изучается в целях воздействия на него. В условиях рынка различные виды спроса требуют воздействия на них различными видами маркетинга. Поэтому третий принцип в современных условиях приобретает особую актуальность.
3. По периодичности возникновения рассматривают:
§ повседневный спрос - предъявляется практически;
§ периодический - предъявляется через определенные промежутки времени;
§ эпизодический - предъявляется изредка, «от случая к случаю».
Кроме того, выделяют:
Формирующийся спрос- это спрос на новые и малоизвестные ЛП, складывающийся по мере изучения покупателями потребительских свойств этих препаратов, их качества, упаковки и т.п., а также под воздействием мер, предпринимаемых производителями и посредниками для их продвижения.
Потенциальный спрос- потенциально возможный объем спроса. Он отражает возможность потребителей направить определенную сумму денег на приобретение ЛП.
Совокупный спрос -это реальный объем товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть приравнен к емкости рынка.
Виды спроса в зависимости от намерений покупателей
В зависимости от намерений покупателей выделяют:
§ спрос устойчивый (консервативный, твердо сформулированный, жесткий) -заранее обдуманный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.);
§ альтернативный (неустойчивый, мягкий, компромиссный) спросформируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь);
§ импульсный (спонтанный) спрос- предъявляется покупателями без предварительного обдумывания, возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров или предложений продавца. Чаще всего это спрос на малоизвестные или новые товары.
Приспросе негативномбольшинство покупателей на данном рынке отвергает товар вне зависимости от его качества (керосин для ламп, некоторые канцелярские товары и т.д.).
Приспросе нерегулярномсбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе (спрос на зонты, лекарства и т.п.).
Спрос повышенныйпревышает возможности производства и импорта в его удовлетворении.
Виды спроса в зависимости от влияния цены.
В зависимостиот влияния ценыразличают:
§ эластичныйимеет тенденцию к изменению при изменении цены на товар или дохода населения;
§ неэластичныйимеет тенденцию оставаться неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар.
Рассмотрим мониторинг спроса.
- Введение
- Глава 1. Теоретическая часть
- 1.1 Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- 1.2 Классификация препаратов, предназначенных для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки
- 1. Антисекреторные средства:
- а) Ингибиторы протонного насоса,
- б) Блокаторы Н 2-рецепторов гистамина
- б) Блокаторы Н 2-рецепторов гистамина
- 2. Антацидные средства:
- 5. Антихеликобактерные средства
- 1.2.4 Антихеликобактерные средства
- 1.2.5 Комбинации препаратов для эрадикации Helicobacter pylori
- 1.3 Классификация и виды спроса на лекарственные препараты
- 1.4 Мониторинг спроса на лекарственные препараты
- Глава 2. Практическая часть
- 2.1 Мониторинг спроса на противоязвенные препараты
- 2.1.1 I квартал 2015 года
- 11.6. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- 11.6. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки