logo
Маркетинг в сфере туризма

1.2 Особенности маркетинговых исследований, проводимых в сфере туризма

маркетинг цена туристический услуга

Каждая турфирма стремится обосноваться на потенциально емком и стабильном рынке. Однако это не простая задача. Рынок туристических услуг разбросан территориально, фрагментарен и изменчив. Поэтому его поиск и изучение требуют сбора соответствующей информации.

Исследование и прогнозирование рынка становятся совершенно новым участком работы российских туристических компаний. Для достижения ощутимых успехов в этой работе турфирмам необходимо создать специальные структуры, которые включали бы в себя специалистов, оборудование и технологии для сбора полезной информации, ее сортировки, систематизации, анализа и оценки.

Маркетинговые исследования - это целенаправленный процесс, их организация включает следующие этапы:

- определение проблемы и постановка целей исследований;

- сбор информации и создание маркетинговой информационной системы;

- интерпретация и представление результатов анализа.

Чтобы определить проблему и поставить цели исследования, необходима совместная работа менеджеров по маркетингу и исследовательского отдела. Никто лучше менеджеров не понимает важности рассматриваемой проблемы и необходимости принятия по ней соответствующего решения, а специалисты-исследователи могут предложить оптимальную методику поиска информации, необходимой для принятия этого решения и организовать ее сбор и обработку.

Ответственность за интерпретацию полученных результатов в- основном ложиться на менеджеров, которые должны иметь достаточное представление о маркетинговых исследованиях, чтобы не сделать из представленных данных неверного вывода и не затребовать от исследовательской группы гораздо больше информации, чем это им действительно необходимо. В любом случае исследователи должны помочь менеджерам определить проблему и сделать правильные выводы из полученных результатов.

Маркетинговая информация включает макро- и микрорыночную информацию. Макрорыночная - это информация прежде всего о:

- тенденциях в отрасли;

- социальных, экономических и политических трендах;

- о конкурентах;

- о клиентах по всей отрасли и др.

Микрорыночная информация включает:

- данные о клиентах;

- информацию о товарах и услугах;

- результаты анализа и тестирования новой продукции;

- данные о покупателях-посредниках;

- результаты исследований по вопросам ценообразования;

- информацию о ключевых клиентах;

- данные о эффективности рекламы и кампаний продвижения продукции и др.

Одна из наиболее перспективных областей маркетинговых исследований - маркетинг доходами; название принадлежит администраторам двух рекламных агентств, обслуживавших сферу туризма. Эти администраторы предсказывают связь между реакцией клиентов и рекламой и продвижением туристических направлений. Это делается путем объединения систем продаж, маркетинга и резервирования с системой управления имуществом, что можно осуществить при помощи небольших, но мощных компьютеров. Все это предоставляет турфирме возможность аккуратно и быстро определять эффективность и производительность прошлых инвестиций в маркетинг и на основе этого давать более точные оценки результативности будущих капиталовложений.

Необходимо, чтобы менеджеры по маркетингу знали о разработках такого рода и выделяли необходимый бюджет для маркетинговых исследований, который предусматривал бы использование новых технологий. Однако слишком часто маркетинговые исследования осуществляются не в самом «активном» варианте, а в консервативном. Другими словами, исследования проводятся только тогда, когда возникает проблема или конкуренты неожиданно предлагают новую продукцию, а не с расчетом на опережение.

Прежде всего, программа управления качеством должна использовать маркетинговые исследования, касающиеся оценок производимых услуг клиентами туристической организации, анализ преимуществ и недостатков этих услуг, степени их соответствия потребностям, желаниям, интересам клиентов. Для этих исследований используются материалы внутренней и внешней информации.

Внутренняя информация - это:

- записи клиентов в книге отзывов;

- анкеты отзывов, заполняемые клиентами;

- почтовые, телефонные, прямые (устные) опросы клиентов

- изучение потребностей целевых групп клиентов;

- наблюдения управляющих и менеджеров туристической компании;

- результаты продаж туристических услуг.

Внешняя информация:

- публикации в прессе и монографии по вопросам качества предоставления туристических услуг;

- материалы отраслевых выставок;

- рекламные и справочные материалы о туристической компании;

- консультации со специалистами;

- материалы ассоциаций туристических компаний;

- национальные и зарубежные нормативы и стандарты качества оказания туристических услуг.

Достижение высокого качества туристических услуг, как уже говорилось выше, напрямую зависит от наличия у туристической компании соответствующих материальных, финансовых, кадровых ресурсов. Оценка возможности и необходимости их мобилизации и полномасштабного использования являются необходимым условием разработки мер по совершенствованию качества обслуживания.