Введение
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне. Социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.
Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически правильно становится трудно решаемой задачей.
Феномен влияния социальных сетей на коммуникативное поведение подростков реализуется, в том числе, и через подкрепление у них норм поведения, являющихся одобряемыми в социальных сетях. Наиболее восприимчивыми к влиянию социальных сетей на коммуникативное поведение и наиболее активными их пользователями, оказываются подростки.
Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
В повседневной жизни у каждого человека происходило множество коммуникативных процессов, благодаря которым производился обмен разной информацией в самых разных сферах деятельности человека.
Термин «коммуникативное поведение» появился относительно недавно, в 1989 году его ввел в оборот лингвист, доктор филологических наук Иосиф Абрамович Стернин. Ранее тоже пытались описать это термин. Это было еще в 70–80-ых гг XX века. В этих научных трудах советского народа впервые были описаны национальные особенности коммуникативного поведения различных народов. Последующее развитие в этой области было приостановлено.
И.А. Стернин определил коммуникативное поведение как совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т. д. групп, а также отдельной личности. Данное поведение (как вербальное, так и невербальное) личности или группы людей в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума.
Коммуникативное поведение является частью широкого понятия коммуникация, которое в свою очередь является частью человеческого бытия. Человек как социальное существо нуждается в постоянном контакте с другими людьми (Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Мерлин В.С., Мясищев В.Н., Панферов В.Н.). Реализация коммуникативного поведения возможна только через активность и деятельность. Деятельность, а, следовательно, и коммуникативное поведение рассматривается на трех уровнях системы: личность субъекта деятельности; совокупность объективных факторов социальной микро- и макросреды (социума); процесс взаимодействия первой со вторыми (Карпов А.В.).
Актуальность данной темы проявляется также в распространении виртуального общения среди подростков. Развития средств сетевого общения расширяется социальное взаимодействие, в каких — то случаях происходит замена им реального, непосредственного общения. Разговоры по душам в реальности у подростков стали редкостью. Но не стоит забывать, что вряд ли виртуальное общение сможет заменить живое неформальное общение. Роль общения состоит не только в том, чтобы разговаривать и слушать, но еще и чувствовать друг друга, ощущать, соприкасаться. И живое общение никогда по этим показателям не уступит виртуальному.
Требуют теоретического осмысления и вопросы, связанные с определением условий и средств формирования коммуникативного поведения подростков (Г.А. Кудрявцева, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.).
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Объект исследования: коммуникативное поведение подростков.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть понятие и характеристику коммуникативного поведения подростков;
-
Изучить отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях;
-
Провести исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива подростков;
-
Проанализировать результаты исследования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
-эмпирические: беседа, диагностика.
База исследования: МОУ СОШ № 128 Дзержинского района г.Волгограда. группа – 7 «а» и 7 «б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, приложений.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков
- Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях……………………………………………………………………………..22
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы коммуникативного поведения подростков в социальных сетях
- 1.1. Коммуникативное поведение подростков. Понятие и характеристика
- 1.2. Отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях
- Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению специфики коммуникативного поведения подростков в социальных сетях
- 2.1. Исследование коммуникативного поведения подростков в социальных сетях на примере коллектива/группы подростков
- 2.2. Результаты исследования коммуникативного поведения подростков в социальных сетях и их интерпретация
- Заключение
- Список используемых источников и литературы: