logo search
Нравственное воспитание детей

2.1 Анализ учебных программ по литературному чтению

В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:

– программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России»;

– программа «Чтение и литература» О.В. Джежелей;

– курс «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской;

– программа «Литература в начальной школе» Л.В. Кутьевой;

– Программа «Литературное чтение» автор О.В. Кубасова, УМК «Гармония»;

– курс «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой (1-4 классы).

Анализ программы по чтению УМК «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова [37]

Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.

Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.

На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.

Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому [37].

Читая и думая над содержанием произведений, включенных в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя, так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Анализ курса «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (1-3 классы) [39].

Цель курса – воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Предметом освоения данного курса литературы является отношение «автор – художественный текст – читатель», а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях «автора» и «читателя»[30, 2].

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:

– открыть ученикам существование позиций;

– предоставить возможность практически действовать в них;

– оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.

Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность: работа в позиции «читатель», «автор», «автор-художник», «автор-публицист», «теоретик» [39].

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал.

Анализ программы «Литература в начальной школе» Л.В. Кутьевой [38].

Разрабатывая программу по литературе, автор высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

– дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

– своевременно приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; формирует эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

– ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.

В рамках программы «Литература в начальной школе» учащиеся знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками; произведениями некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины) и классическая литература.

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам [38].

Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего).

Одним из основных произведений является Библия – Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов [38].

Анализ программы «Чтение и литература» О. В. Джежелей (1-4 классы).

В программе введено понятие «литературное образование» применительно к младшему школьному возрасту [39].

Цель обучения представляет собой формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.

Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.

Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.

Методы обучения, применяемые при изучении курса:

– эмоционально-понятийный;

– объяснительное чтение;

– литературное чтение;

– воспитательное чтение;

– чтение-рассматривание;

– творческое чтение [39].

Для организации обучения автором определена система уроков различных типов, сочетание которых определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.

Учебно-методический комплект «Человек и личность» включает: учебник-задачник, учебник-хрестоматию, блоки книг для уроков чтения, книги-сборники для организации творческой деятельности, наглядные пособия, аудиовизуальные средства и пособия для учителя.

Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и внимательных собеседников.

На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, являясь «посредником» между автором и ребенком-читателем, учитель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.

Анализ курса «Литературное чтение» автор Кубасова О.В. в УМК «Гармония» [41]

Приоритетной задачей уроков литературного чтения является духовно-нравственное воспитание детей. С этой целью в учебник для 1 класса включены художественные произведения нравственной тематики и соответствующие вопросы и задания.

Первоначальные представления о базовых общечеловеческих ценностях, различение хороших и плохих поступков, нравственно-этическая ориентация формируются через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, практически, при работе с любым художественным произведением эпической формы в связи с характеристикой персонажей и выявлением главной мысли (идеи). Этому в первую очередь посвящены разделы учебника «Что такое хорошо и что такое плохо» и «Там чудеса…».

Принятию базовых национальных ценностей, духовных традиций способствует чтение произведений русского фольклора (сказок, пословиц, небылиц, загадок, считалок).

Формированию толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, традициям, истории и образу жизни представителей народов России способствует чтение произведений, созданных представителями разных народов, проживающих на территории России. В 1 классе это ингушская сказка «Заяц и черепаха» и армянская сказка «Заказчик и мастер» [41].

В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, сказок, пословиц, поговорок, летописей, поучений и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.С.Пушкин и т.д.), наполненных «светлым» мироощущением.

Анализ курса «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой (1-4 классы) [40].

Построение курса литературного чтения Л.А. Ефросининой осуществлено по концентрическому принципу. При переходе из одного класса в другой уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.

Основные разделы программы:

1 класс. Герои, которые учат добру, состраданию. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Наказание за жадность, бахвальство. Взаимовыручка, ответственность за друга, за «братьев наших меньших». Сопереживание, сочувствие, доброта по отношению к бессловесному существу.

2 класс. Герои, которые учат добру, состраданию, милосердию. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужое горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать другим при выразительном чтении произведения. Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, её сила и бескорыстие. Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Способность на поступок, умение взять на себя ответственность — важнейшее человеческое качество. Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства.

3 класс. Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным. Изображение в произведении характера животного, его переживаний. «Мы в ответе…» Забота друг о друге, особенно о тех, кого «приручили»..

4 класс. Герои, которые учат добру, состраданию, милосердию .Способность на поступок, умение взять на себя ответственность — важнейшее человеческое качество. Идея произведения .Ответственность и забота не только родителей о детях, но и детей о родителях. Всемогущество добрых людей [40].

Программа реализуется на протяжении всех лет обучения на первой образовательной ступени и рассчитана в 1 классе – 8 ч, во 2 классе – 7 ч, в 3 классе – 7 ч, в 4 классе-8 ч.

Таким образом, рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.