logo search
lekcii_po_svyazyam_s_obshestvennostyu

Тема 9. Каналы выхода на различные аудитории:мероприятия и акции, документы

Одинаково важными в бизнесе, управлении и политике являются сами люди и отношения между ними. В конечном итоге коммуникации важнее всего. Эффективные комму­никации могут обеспечить успех или, по крайней мере, оп­ределить степень успеха, они стоят довольно дорого, но не­эффективные коммуникации обходятся еще дороже.

Проведение различных мероприятий в области ПР призвано привлечь внимание общественности к фирме, ее деятельности и продукции.

Очень важно четко определить цель мероприятия и средства достижения этой цели. В зависимости от цели могут использоваться и различные мероприятия. Следует стремиться к тому, чтобы мероприятия получили широкий общественный резонанс, а информация о них была широко распространена средствами массовой информации и различными другими путями.

Для эффективного проведения мероприятий ПР необходимо тщательно готовиться. Для этого составляется полный сценарий с указанием последовательности всех этапов, а также подробной программы. Заранее должны быть подготовлены и изданы соответствующие печатные материалы: проспекты, пресс-релизы, каталоги и т.д.

Для участия в мероприятии определяется круг приглашенных. Им рассылаются специальные приглашения с программой, где указывается место, время и прочая информация о проведении мероприятия.

Основными мероприятиями фирмы в области ПР являются следующие:

1. презентации,

2. онференции,

3. круглые столы,

4. дни открытых дверей,

5. выставки,

6. приемы и пр.

Презентация

Эта форма выдачи информации может быть также названа «пресс-конференцией плюс», поскольку соот­ветствующая часть (сбор журналистов и ознакомле­ние их с некоторыми сведениями) присутствует на лю­бой презентации. Пресс-конференция может перейти в презентацию и наоборот без всяких допол­нительных действий.

Что же является отличительным признаком презен­тации? На презентациях информация «материализо­вана» в виде нового предмета или явления: продукта, услуги, достижения, книги, закона и т. д. Презентуется то, что можно увидеть, потрогать или даже опробовать. Презентации чаще всего устраивают не только для СМИ, но и для потенциальных потребителей, покупа­телей, инвесторов, партнеров, влиятельных госслужа­щих и т. п., которые должны воспринимать презентуе­мое не только через СМИ, но и непосредственно. Полномасштабная презентация сложнее пресс-кон­ференции и требует больших интеллектуальных, орга­низационных и материальных затрат. Кроме того, в презентации обычно большее место отводится не­официальной части: банкету, музыкальной программе, шоу и т. д.

В арсенале методов и средств связей с обществен­ностью презентацию можно рассматривать как само­стоятельное мероприятие или акцию, сочетающуюся с выставкой, ярмаркой, деловой встречей, приемом де­легации, проведением Дня открытых дверей и др.

В зависимости от характера и целей проведения все презентации можно условно разделить на следующие виды:

• презентация нового товара или услуги;

• презентация новой технологии;

• презентация предприятия в целом или его отдель­ного структурного подразделения (бюро, службы, отдела, филиала, регионального представительства и др.);

• презентация (представление) группы новых со­трудников фирмы;

• презентация нового проекта или идеи (по созданию продукта, освоению рынка, в социальной, природо­охранной, гуманитарной и других сферах);

• презентация фирменного стиля (нового логотипа, названия);

• презентация достигнутых результатов предприя­тия (промежуточных или конечных), его структур­ного подразделения или отдельных работников в какой-либо сфере деятельности.

Главной целью любого из перечисленных видов презентаций являются эффективная передача инфор­мации об объекте презентации и обеспечение всесто­ронней поддержки со стороны контактной аудитории.

Схема проведения презентации предполагает цепь накладывающихся друг на друга событий, а именно [12, с. 235]:

• приглашение и встреча;

• пресс-конференционная часть;

• презентационная часть;

• неформальное общение;

• сопровождение (дополнение) общения;

• прощание и «одаривание».

На пресс-конференционную часть можно пригла­шать всех, но, скорее всего, 80 — 90% из числа не­журналистов эту часть проигнорируют [11, с. 104]. Пресс-конференционный блок стоит разделять с пре­зентационным, поскольку органично перейти от од­ной части к другой достаточно трудно, а само разделе­ние может выглядеть искусственным.

Неформальное общение — это либо коктейль (с на­питками и минимумом закусок), либо фуршет («уси­ленный коктейль», который может включать горячие блюда, десерт, кофе и т. д.), либо обед (с выбором блюд из меню либо без такового). Общение обычно сопро­вождается негромкой фоновой музыкой, лучше «живой» (фортепьяно, джаз, камерный оркестр); возмож­ны ненавязчивые и недлинные вокальные вставки.

Выделение специального этапа — «прощания» — продиктовано тем, что неплохо, если человек уйдет с презентации с подарком (книгой, бутылкой вина, компакт-диском и проч.). Если раздавать подарки в на­чале, они превратятся в некоторую обузу, которую не­куда деть, а когда человек уходит — подарок окажется в самый раз.

И еще один важный момент: любая презентация — это фактически несколько презентаций одновремен­но, поскольку те, кто хвалит «именинника», изо всех сил презентуют себя, а организаторы действия актив­нейшим образом демонстрируют свои возможности. Журналисты становятся инструментом для первых, вторых и третьих.

Технология подготовки и проведения презентации: практические рекомендации

1. Сформулировать цели презентации. Целью мо­жет быть создание информационных поводов для представителей СМИ в целях продвижения нового то­вара, идеи, проекта и пр.

2. Определить целевую группу или группы. Это могут быть журналисты и руководители местных (ре­гиональных, федеральных) печатных и электронных СМИ, представители административной и политиче­ской элиты, партнеры, лучшие клиенты, друзья компа­нии и пр.

3. Определить место проведения презентации. Мы предлагаем следующие требования к месту: изве­стное, привлекательное и комфортное место, до кото­рого удобно добираться. Как вариант: можно устро­ить сбор участников презентации рядом с известным местом, а затем автобусом отвезти участников к мес­ту презентации. Помещение должно позволять сво­бодно перемещаться всем участникам презентации, прежде всего — операторам телеканалов, а также иметь хорошее освещение и акустику. Место не должно вызывать негативных ассоциаций: связь с бандитами и т. п.

4. Оповещение о СОБЫТИИ и приглашение участ­ников.

1. Событие проводить в четверг. Это даст возмож­ность транслировать его в четверг во второй по­ловине дня. Журналисты газет, которые верста­ют газеты в субботу и воскресенье, будут иметь лишний день на подготовку материала.

2. О событии известить все СМИ в понедельник с помощью курьерской развозки по редакциям. Развозку начать с тех газет, которые выходят из печати во вторник, возможно, они дадут инфор­мацию о наступлении события. Приглашение должно иметь красивый дизайн.

3. На роль курьера назначается красивая и уверен­ная в себе девушка. Если презентация проходит в городе с небольшим количеством СМИ (об­ластной центр с числом жителей 300 тыс. — 1,5 млн. чел.), то курьер вполне может встретить­ся с руководителем каждой газеты, каждого те­леканала, лично вручить приглашение и убедить направить журналиста на событие. Ему придется объяснять, что специальной оплаты за публика­цию не будет, но что событие действительно зна­чимое и интересное, и для газеты будет престиж­но прислать своего представителя и дать о нем репортаж. Желательно сразу же выяснять, кто от данного СМИ примет участие в презентации.

4. В среду необходимо прозвонить все редакции, напомнить о событии, спросить, придут ли жур­налисты и кто именно. В четверг утром повто­рить обзвон редакций, напомнить и уточнить, кто придет.

5. Постоянно подчеркивать, что имена участников нужны для более эффективной организации презентации, для правильного оформления по­дарков. Желательно также убедить редакции СМИ в том, чтобы их представители своевре­менно, без опозданий, прибыли к месту презен­тации.

5. Регистрация участников. Всех участников встре­чают и регистрируют специально выделенные для этой цели сотрудники. Они отмечают прибывших со­гласно списку и выдают каждому участнику бейджик с фамилией, именем и названием СМИ.

6. Для ведения самой презентации следует пригла­сить постороннего человека. Человек должен иметь та­кие качества, как коммуникабельность, раскован­ность, уверенность, а также приятную внешность и внушающий доверие тембр голоса. Возможно при­влечение известных журналистов, валено, чтобы отно­шение к ним соответствовало тематике презентации.

7. Для участников презентации приготовить по­дарки. Подарочный набор, имеющий отношение к презентуемому товару (проекту), набор фотографий, которые рассказывают о предыдущих мероприятиях компании. В ходе официальной части презентации можно сделать коллективный снимок участников с хозяевами компании, в то время, пока идет неофици­альная часть, сделать фотографии и по окончании со­бытия подарить их каждому участнику.

8. Раздаточный материал для участников презен­тации. Должен включать информацию о состоянии рынков продукта, об истории компании, о сортах вы­пускаемого товара, высказывания известных людей о предмете презентации. Материал должен быть кра­сиво оформлен, распечатан на принтере, переплетен.

9. В ходе неофициальной части презентации нуж­но предусмотреть возможность того, чтобы те журна­листы, которые захотят взять эксклюзивное интер­вью, удовлетворили бы свою потребность. Для этого им нужно подсказать, у кого из хозяев презентации и компании им можно получить эксклюзив.

10. Список потенциальных участников. Имея та­кой список, вам будет намного легче угадать, а если удастся, то и спроектировать ход пресс-конференции.

Круглый стол” – одно из средств обсуждения проблем, выработки стратегии и тактики, деловой политики фирмы или сообщества предприятий.

Участниками круглого стола обычно являются руководители предприятий или авторитетные специалисты в соответствующей области предпринимательской деятельности. Участие в “круглом столе” представителей фирмы помогает не только решить какие-то проблемы, но и при освещении его работы средствами массовой информации позволяет получить достаточно широкую известность среди деловой общественности.

Как и любое мероприятие в области “паблик рилейшнз” работа “круглого стола” должна быть заранее должным образом спланирована и подготовлена. Заранее подготавливается тема и обсуждаемые вопросы, состав участников. Предварительное ознакомление участников “круглого стола” с предлагаемыми для обсуждения вопросами позволяет им уточнить свои позиции, мнения, подготовить аргументы, материалы.

Количество участников такого мероприятия не должно превышать 10-15 человек. Для работы не обязательно наличие реального круглого стола. Участники могут размещаться за столами, расположенными по кругу, прямоугольником, квадратом с тем, чтобы они были обращены лицом друг к другу. На столе перед каждым участником должна стоять табличка-идентификатор, на которой крупным шрифтом указаны их имена, названия фирм и должности.

Работу круглого стола организует ведущий, который может подготовить заранее согласованный с участниками “стола” сценарий, перечень и последовательность обсуждаемых вопросов, выступлений. Особенно важна такая подготовка, если предполагается, что это мероприятие будет отражено в передачах телевидения. В этом случае, несмотря на наличие обсуждаемых проблем, нерешенных вопросов, участники “круглого стола”, его ведущий в процессе этого мероприятия должны отдельными штрихами, фразами тактично, ненавязчиво создать у телезрителей или читателей благоприятное впечатление о своем предприятии или предприятиях-участниках “стола”.

Для представителей СМИ следует заранее подготовить исходный материал, который они могли бы использовать для информирования своей аудитории об этом событии.

Для многих организаций и учреждений серьезным средством своего рекламирования, установления связей с общественностью могут служить дни открытых дверей. Для привлечения большего числа абитуриентов ежегодно их широко практикуют, например, высшие учебные заведения.

Для проведения такого мероприятия необходимо заранее детально подготовить сценарий с определением ответственных за каждый элемент мероприятия.

О проведении дня открытых дверей с указанием даты и часа общественность заранее оповещается через средства массовой информации и посредством собственных объявлений. В помещениях, коридорах, где будут присутствовать гости, следует разместить плакаты, стенды, различный иллюстративный материал и прочую информацию о работе рекламируемого учреждения.

Результат проведения дня открытых дверей будет значительно выше, если само это мероприятие будет освещено в средствах массовой информации. Информация должна преподноситься таким образом, чтобы заинтересовать людей в деятельности этой организации, вызвать желание прямо или косвенно принять участие в ее работе.

Одним из важных средств паблик рилейшнз являются выставки, которые помогают предприятиям серьезно укрепить свои позиции на рынке. Предприятие может принять участие в выставках, организуемых каким-либо выставочным комитетом, где представлено множество различных фирм. Однако предприятие может и самостоятельно организовать “персональную” выставку, на которой оно будет представлено в единственном числе.

Необходимость проведения выставки может быть определена следующими целями, которые ставит перед собой предприятие:

1. создание предприятию определенного имиджа;

2. продвижение своей продукции;

3. исследование рынка.

Однако создание, например, имиджа или рост объема продаж можно обеспечить и обычными рекламными средствами. Поэтому участие в выставке или самостоятельная ее организация требуют в каждом конкретном случае определения ее целесообразности, соотношения затрат и предполагаемых результатов. Вместе с тем, сочетание различных средств укрепления своих позиций на рынке с проведением выставок дает значительный положительный результат.

Таким образом, прежде чем начинать подготовку к работе на выставке, следует определиться с целями ее проведения, а затем уже в соответствии с ними проводить соответствующий комплекс взаимосвязанных работ, направленных на достижение конкретной цели.

Приемы проводятся предприятиями для совместного проведения времени с гостями, сочетая отдых, развлечения с деловым общением. Приемы могут проводиться как самостоятельные мероприятия или в сочетании с деловыми мероприятиями, например, с презентацией. Приемы обычно организуются в случаях:

Прием должен способствовать расширению и укреплению деловых контактов, созданию имиджа предприятия среди деловой общественности. Это мероприятие должно быть тщательно подготовлено. Подготовка приема включает в себя:

1. определение цели приема;

2. выбор формы приема;

3. определение состава участников;

4. составление сценария приема;

5. рассылка приглашений;

6. составление меню;

7. сервировка стола;

8. составление плана рассадки гостей за столом;

9. порядок обслуживания гостей;

10. подготовка тостов и речей.

Приемы можно классифицировать по разным признакам. Приемы могут быть формальные и неформальные, дневные и вечерние, с рассадкой (заранее распределенными местами участников) и без рассадки.

К формальным относятся приемы, к которым заранее тщательно готовятся и приглашающие и приглашенные с соблюдением определенных условностей. Неформальные приемы проводятся как бы экспромтом, в рабочей дружественной обстановке. Проводятся они, как правило, на небольших предприятиях. Однако к ним надо быть всегда готовыми.

К дневному приему относятся мероприятия “бокал вина”, “завтрак”.

“Бокал вина” – наиболее простая форма приема. Она может проводиться стоя или с размещением гостей в кабинете руководства за столом заседаний, журнальным столиком и т. п. Для поднятия престижа предприятия гостей следует угощать редким вином, шампанским, коньяком, а также фруктами, легкими закусками (бутербродами с икрой и т. п.). Это мероприятие не должно затягиваться во времени.

“Завтрак” может проводиться с утра и до 12 часов, продолжаясь полтора – два часа. Стол не отличается большим разнообразием блюд. В процессе завтрака могут обсуждаться деловые вопросы, перемежаясь с общими темами.

Указанные мероприятия предусматривают повседневную одежду.

Вечерние приемы – мероприятия более торжественные. К ним относятся “коктейль”, “фуршет”, “обед”, “обед-буфет”, “ужин”.

Коктейль – смесь из спиртных напитков с добавлением сахара, пряностей, фруктов и т. п. “Коктейль”, “коктейль-вечер” обычно начинается между 17-ю и 18-ю часами, его продолжительность составляет около двух часов. Официанты подносят к группам беседующих людей напитки (как правило, коктейли) и холодные закуски.

“Фуршет” (фр. Fourchette – вилка) практически мало чем отличается от “коктейля”. Здесь гости сами подходят к накрытым столам, накладывают на тарелки закуски и отходят к группам беседующих лиц. Кстати, на фуршете, как и на коктейле, традиционные вилки практически не используются, если не считать миниатюрные пластмассовые двурогие вилочки или шпажки.

“Обед” и “ужин” практически ничем не отличаются между собой, кроме времени их проведения. Эти мероприятия – наиболее торжественные формы приема. Обед обычно начинается около 17 часов и длится в течение 2-3 и более часов. Ужин же начинается в более позднее время. Обед и ужин может проводиться с “рассадкой”, т.е. с указанием конкретного места за столом для каждого приглашенного. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самыми почетными считаются места рядом с хозяевами. Форма одежды предусматривается торжественная.

Следует обратить внимание, что смысл проведения обедов и ужинов – общение между людьми, в том числе деловое. Однако часто эти мероприятия превращаются в обыкновенное застолье, не достигающее основной цели. Председательствующий (как правило, руководитель учреждения), не обладая фантазией, считая своим долгом “командовать парадом”, поочередно предоставляет каждому сидящему за столом слово для тоста. После застолья гости встают из-за стола и, попрощавшись, расходятся. На таком приеме большинство из присутствовавших лишаются возможности обсудить между собой интересующие их вопросы.