Паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций
Являясь достаточно молодой по академическим меркам дисциплиной, Связи с общественностью (PR) очень много заимствовали из различных областей знаний. Очень важно находить принципиальные отличия PR от таких областей, как журналистика, пропаганда, реклама и маркетинг, т.е. обозначить границы дисциплины.
Начнем с того, что в PR исходным сообщением становится сама реальность, а не слова. PR начинает говорить событиями, а не словами. В отличие от журналистики, описывающей свершившееся событие, PR достаточно часто само выступает в роли создателя события, которое затем будет описано теми же журналистами. Существует интересный термин, принятый в этой области — «псевдособытие».
Имеет смысл разобраться с «родственником» PR — пропагандой. Здесь существуют два магистральных направления мнений. Согласно первому направлению, пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга: оба понятия означают использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. Тем не менее, большинство исследователей в области PR считает, что называть пропагандой их деятельность неправомерно, и вот почему:
• пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как PR основываются на правдивой информации;
• пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они этого или нет; PR носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
• наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; PR в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории.
Сходство между PR и рекламой выражается в том, что в период разработки информационных кампаний PR-фирмы и рекламные агентства могут использовать аналогичные этапы и методики, определяющие цель аудитории, и формулировать основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из которых — средства массовой информации. Однако здесь и начинаются различия:
• Если реклама прямо ориентирована на конкретный результат, то PR — на создание косвенных благоприятных условий для его достижения.
• Основной механизм рекламы — это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента. Задача специалиста по связям с общественностью — добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.
• Связи с общественностью формализованы в значительно меньшей степени, нежели рекламные отношения. Реклама — это открыто оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем, формальными признаками которых выступают, например, рубрика «Реклама» или регулируемые законом (в России это Закон РФ «О рекламе») отношения.
• В то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью гораздо сложнее, ведь следует, во-первых, распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности. По образному выражению Е.А. Блажнова, «...PR — это реклама отсроченного приобретения, реклама предстоящей покупки».
• Если реклама — это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей», то механизм PR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера.
• Реклама может не использоваться организацией, но каждая организация занимается PR. Например, как сказал Френк Джефкинс, пожарная бригада рекламирует ни пожары, ни свои услуги, но она имеет отношения с общественностью.
• PR касается всех и вся, тогда как реклама ограничена специальными задачами купли и продажи. PR имеет дело с общей коммуникацией организации, поэтому отношения в области PR более обширны и всесторонни, чем реклама.
• Иногда PR может использовать рекламу, именно поэтому PR не является ни формой рекламы, ни частью рекламы.
Соотношения между ПР и маркетингом. Как показывает мировая практика, маркетинговый план освоения рынка компанией, ее «раскрутка» начинается с выстраивания доверия, основанного на информированности. Поэтому ПР действует заодно с имиджевой рекламой и создает положительный образ компании, товара или отдельной личности.
Прямое родство ПР и маркетинга обусловливается тем, что они обеспечивают успех и популярность продвигаемому объекту именно за счет выяснения запросов целевой общественности и разработки способов удовлетворения ее нужд.
Фундаментальная задача маркетинга состоит в формировании и поддержании рынка для продуктов и услуг, предлагаемых организацией.
Таким образом, ПР-акции должны стать неотъемлемой частью интегрированных маркетинговых коммуникаций любой достаточно крупной компании.
Паблик рилейшнз — сложное явление, которое опирается на достижения целого ряда наук и сфер применения: Психология, Социология, Право, Менеджмент, Маркетинг, Журналистика, Реклама, Искусство, Технические СМИ
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Паблисити. Сущность этого явления — в создании известности. В идеальном случае субъект, налаживающий свои связи с общественностью, должен добиваться того, чтобы стать максимально известным наиболее широкому кругу населения. Дело в том, что абсолютное большинство людей на подсознательном уровне хотят ощущать свою значимость в глазах окружающих. Повысить свой социальный статус можно не только за счет своих личных качеств и достижений, но и причастностью к чему-то известному, признанному, знаменитому и авторитетному. Люди хотят гордиться тем, что они клиенты прославленной компании, пользователи известной марки или удостоены внимания знаменитого человека.
Итак, положительное отношение какой-то целевой группы к объекту может резко возрастать только за счет его большей паблисити, в то время как внутренние качества объекта могут и не улучшаться.
Профессионально осуществленной паблисити считается бесплатная, когда СМИ не требуют платы за публикацию того, что они считают интересной новостью. Но зачастую организация, которой нужно получить паблисити, готова пойти на значительные издержки.
Корпоративная социальная ответственность (КСО). Сущность ее заключается в том, что многие крупные предприятия признают свою ответственность перед обществом. Первой своей обязанностью корпорация провозглашает: оставаться мошной и эффективной на благо акционеров и сотрудников, внося ощутимый вклад в экономику, экологию, качество жизни населения и благосостояние всей страны.
Спонсорство и благотворительность (финансирование общественно полезных акций) являются, по сути, инструментами для осуществления КСО. Спонсорство, как правило, предусматривает четко оговоренные обязательства со стороны финансируемого объекта по отношению к размещению рекламы спонсора и пропаганде его деятельности.
Благотворительность в отличие от спонсорства представляет собой безвозмездное финансирование общественно полезных мероприятий без каких-либо обязательств со стороны получающего финансирование.
Корпоративную социальную ответственность в виде спонсорства обычно проявляют на следующих направлениях.
1. Предпринимательство. Поддержка подающих надежды предпринимателей и их инициатив может иметь следующие формы:
• безвозмездная финансовая помощь;
• беспроцентное кредитование;
• оказание содействия в бесплатном консультировании и обучении кадров;
• помощь в налаживании производства и реализации
продукции.
2. Культура и искусство. Помощь разнообразной творческой деятельности как отдельным личностям, так и учреждениям культуры: вузам, театрам, художественным студиям, кружкам, домам творчества, библиотекам, музеям, выставочным центрам изобразительного искусства, объединениям художественных промыслов, а также в реставрации памятников старины и архитектуры и т.п.
3. Окружающая среда. Поддержка усилий, направленных на защиту экологии, сохранение редких экземпляров фауны и флоры и повышение качества жизни.
4. Выставки. Финансирование их организации может осуществляться не только на международном уровне, но и в рамках данного микрорайона. Например, объявление супермаркетом о проведении выставки непородистых собак или кошек «Мой любимец» привлечет многих местг ных покупателей. Или, например, организация выставки цветов и икебана. Сухие букеты-победители можно оставить для украшения интерьера торгового зала или офиса. В виде премий можно назначить дисконтные карты, скидки, подарки, дипломы.
5. Образование: стипендии, проекты, курсы, помощь вузам и школам.
6. Премии и гранты в различных областях науки.
7. Экспедиции. Они часто освещаются в СМИ, особенно если связаны с риском или особой миссией.
8. Мероприятия местного масштаба: карнавалы, показательные выступления, фестивали («МК», пива).
9. Коллективное спонсорство. Это объединение усилий не конкурирующих между собой компаний.
10. Спорт — всегда беспроигрышная тема. Можно оказывать какую-то помощь отдельным спортсменам или командам, начиная от дворовых и кончая национальными сборными.
Обычно каждый спонсор выкупает два рекламных щита с разных сторон футбольного поля. Этим достигается максимальный эффект, так как средний хронометраж показа каждого логотипа около 10 мин из каждого часа
трансляции.
В российской практике, к сожалению, до сих пор нередки случаи, когда якобы благотворительная деятельность позволяет предприятию уводить часть денежных средств из-под налогообложения.
Все еще довольно часто имеют место случаи «согласованной благотворительности», когда финансируемая организация, получая налоговое освобождение на сумму благотворительного взноса, возвращает в наличной форме часть денежных средств, перечисленных в благотворительных целях. При этом благотворительный взнос делится с руководством той организации, которой предназначались эти деньги.
- Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике
- Паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций
- Современный специалист в области связей с общественностью общая характеристика функций специалиста по связям с общественностью
- Требования к специалисту по пр
- Тема 2. Социально-экономические и политические причины возникновения связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса.
- Тема 3. Виды и категории целевых аудиторий, внешняя и внутренняя аудитории
- Классификация групп общественности
- Тема 4. Понятие корпоративного имиджа, корпоративной культуры, фирменного стиля
- Слагаемые имиджа фирмы (этапы его создания)
- Понятие корпоративной культуры и фирменного стиля
- Тема 5. Создание стереотипов как одна из задач пр
- Каналы выхода на сми виды средств массовой информации, используемых в связях с общественностью
- Понятие «база данных целевых сми»
- Рейтинги сми
- Виды рабочих пр- документов, используемых в работе со сми информационный пакет для прессы
- Пресс-релиз
- Различия и сходство в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря
- Тема 7. Виды коммуникации во взаимоотношениях с внутренней целевой аудиторией (персоналом)
- Интерактивный корпоративный веб-сайт
- Тема 8.
- 3.5. Лидеры общественного мнения и «группы особых интересов»
- Тема 9. Каналы выхода на различные аудитории:мероприятия и акции, документы
- Благотворительность – спонсоринг и фандрайзинг Благотворительность
- Годовые отчеты
- Тема 10. Управление кризисными ситуациями как составная часть профессиональной деятельности
- Правила Тайленола, исключение из них.
- Тема 11. Реклама
- Тема 12. Основные организационные структуры в связях с общественностью
- Работа с независимым консультантом-экспертом
- Корпоративный пр-департамент
- Структура типового агентства и консалтинговой фирмы в области связей с общественностью
- Тема 14
- Правовое обеспечение связей с общественностью
- Связи с общественностью и закон рф «о рекламе»
- Этика и профессиональные стандарты в связях с общественностью
- Кодекс профессионального поведения и этики ипра (ipra)
- Отношения с общественностью и сми
- 7.2. Афинский кодекс
- Кодекс профессионального поведения института пр (ипр) (великобритания)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области пр (лиссабонский кодекс)
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Кодекс профессиональной этики союза профессиональных журналистов сша
- Российская ассоциация по связям с общественностью (расо)