1.1. Основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе
В широком смысле понятие «система» означает множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее целостное образование. Принципы системного подхода предполагают: а) выявление структуры предмета (процесса), т.е. анализ по составу элементов, необходимых и достаточных для решения целей системы; б) исследование внутренней организации системы; в) определение системообразующих связей.
Под целостной системой профессиональной ориентации понимается многогранная совокупность комплекса взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняющих друг друга компонентов, взаимодействие которых направлено на реализацию проблемы профессионального самоопределения личности. Данный подход позволяет рассматривать профессиональную ориентацию как непрерывно функционирующую систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение как потребности личности в профессиональном самоопределении, так и запросов общества в обеспечении социально-профессиональной инфраструктуры [5.,с.53].
Основными компонентами системы профессиональной ориентации молодежи, составляющими её ядро, являются: профессиональная консультация, социально-профессиональная адаптация и профессиональное просвещение.
Остановимся подробнее на каждом из выделенных компонентов.
Профориентационная консультация – комплекс психолого-педагогических мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении, основанных на индивидуальном изучении личности.
В широком смысле слова профконсультация – «это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности» [5.,с. 94].
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [5., с. 95].
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носитразвивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Итак, профконсультация - это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии.
Профессиональное просвещение - ознакомление подрастающего поколения с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями мира профессий, тенденциями их развития, потребностями социального и производственного комплекса страны и конкретного региона, путями получения профессии (специальности), особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.
Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Работа по профпросвещению включает в себя:
· профинформацию
· профпропаганду
· профагитацию.
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:
Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения - встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.» [4., с.201-202]
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии;
Последовательное взаимосочетание основных компонентов профессиональной ориентации позволяет осуществлять дифференциацию элементов и выстраивать многоуровневую модель системы профессиональной ориентации, включающую совокупность сфер, форм и методов, а также содержательных аспектов профессиональной ориентации [7.,с.35].
Рассмотрим понятие профориентация.
Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии [17.,с.85].
Профессиональная ориентация (от франц. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Систематическая работа по профориентации является органической частью воспитательной работы учебных заведений, поскольку выбор профессии как осознание необходимости своего участия в общественно полезном труде — важное условие формирования личности социалистического типа [17.,с.58].
Сложились две формы профессиональной ориентации:
1) Профессиональная ориентация на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии и т. д.; 2) Профессиональная ориентация на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, еще не сделавших свой выбор, с миром профессий [28.,с.307].
Безусловно, профессиональная ориентация в школе влияет на дальнейший выбор старшеклассника.
Внеклассная работа с учащимися носит, прежде всего, побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.
Профориентация в школе ориентирована на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» происходит тогда, когда подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества.
Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — представляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
Кроме того, социальному педагогу при проведении профориентационных мероприятий, следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.
Исходные принципы школы, участвующей в профессиональной ориентации, предусматривают:
– безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и учетом общественных потребностей (которое гарантировано Конституцией нашей страны);
– согласование интересов личности и общества при определении трудового пути;
– длительность и многоэтапность профориентационных воздействий;
– единство управления и самоуправления в ходе профессиональной ориентации личности;
– обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности профориентационных воздействий всеми участниками профориентационной деятельности.
Ведущим системообразующим принципом в организации и проведении профориентационной работы в современной общеобразовательной школе является взаимодействие и координация всех включённых в процесс развития профессионального самоопределения школьников заинтересованных структур. Объединение усилий социальных институтов, призванных участвовать в профориентационной работе с молодёжью, является многоплановой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия молодому человеку в выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда. Результаты такого взаимодействия окажут существенное влияние на различные сферы жизни общества и личности.
Так, в сфере общего и профессионального образования должны осуществляться подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, обеспечиваться доступность и вариативность общего и профессионального образования в соответствии с запросами рынка труда, формироваться профессиональное самосознание учащихся общеобразовательных школ [9.,с.78].
Процесс профессиональной ориентации должен рассматриваться как процесс многосторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом – социальные институты, воздействующие на его профессиональное самоопределение. Источником данного взаимодействия выступают, с одной стороны, профессиональное самоопределение, т.е. возможности личности в достижении заданной цели, соответствующие индивидуальным особенностям школьника, а с другой, – потребности государства в квалифицированных конкурентоспособных кадрах. Такое рассмотрение профессиональной ориентации с позиций системного подхода и обеспечение её пролонгированными, целесообразными и эффективными организационно-управленческими воздействиями позволит не только более успешно решать задачи выбора молодёжью своей профессии, но и будет способствовать превращению процесса профессионального выбора в осознанную, личностно значимую проблему.
Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.
Чтобы молодой человек мог самоопределится в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития – комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями.
На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение школьников выражено в различной степени.
В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся предоставляет возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс становления их профессионального самоопределения.
Для эффективной работы по профессиональному самоопределению учащейся молодежи мы избрали показатели, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности – субъекта своей будущей профессиональной деятельности [18, с. 13]:
1) информированность учащегося.
2) сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах). Учащийся выбирает профессию, в которой государство испытывает острую необходимость; если выбирает вуз, то имеет запасную профессию (рабочую) в соответствии с устойчивыми профессиональными интересами и выраженными специальными способностями;
3) выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии;
4) наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (математике, физике, технике; естественным наукам: химии, биологии, медицине, геологии, географии; гуманитарным: филологии, лингвистике, истории, педагогике; искусству: изобразительному, вокальному, музыкальному, актерскому; к военному делу; спорту);
5) практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, группе по предмету интереса);
6) сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования и специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей);
7) реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности);
8) состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению школьного врача;
Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период. Но это не единственный критерий, так как только дальнейшая самостоятельная деятельность индивида в качестве профессионала может подтвердить успешность его профессионального самоопределения. Для оценки эффективности работы по профориентации школа должна использовать так называемые отсроченные критерии, которые проявляются лишь в процессе профессиональной деятельности. К ним относятся: соответствие избранной профессии потребностям производственной и социальной инфраструктуры в кадрах, соответствие профессиональных намерений школьников результатам профессионального образования и трудоустройства, удовлетворенность выбранной профессией.
Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Социальный педагог помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
- Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи как система
- 1.1. Основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе
- 1.2. Роль социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 2.2. Использование деловых игр в работе социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников