logo search
Агрессивность

1.3 Профилактика агрессивного поведения у детей 4-5 лет

Средство – прием, способ действия для достижения чего-нибудь; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [9].

Профилактика – (от греч. prophylaktikos предохранительный) предварительные меры для недопущения чего либо. Педагогическая профилактика – это система мер воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [9].

Как отмечают Е.К. Лютова и Г.Б. Монина, основные проблемы, с которыми в последнее время все чаще сталкивается дошкольная психологическая служба - это агрессивность детей [32].

Как отмечает И.А. Захаров, агрессивные, дети - это «особые дети», требующие комплексного подхода в воспитании, обучении и коррекции поведения [21]. Только в том случае, когда все - специалисты, педагоги и родители совместными усилиями помогают ребенку, эта помощь может быть по-настоящему эффективной.

Агрессивность подразумевают под собой наличие у ребенка не только психического, но и физического дискомфорта. Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствия от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки [35].

Т.Г. Румянцева указывает, что групповая психотерапия сопоставима с ударной дозой сильнодействующего лекарства, которое снимает остроту заболевания, но не всегда обеспечивает длительный эффект, а эмоционально развивающие игры в семейной обстановке дает не столь быстрый, но зато стойкий эффект выздоровления [57].

Тренинговые группы – это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов, являются [56]:

– соблюдение ряда принципов групповой работы;

– нацеленность на помощь участникам группы в саморазвитии,

– наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи;

– определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

– акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются в ситуации «здесь и теперь»;

– применение активных методов групповой работы (игры, дискуссии);

– атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В настоящее время имеется достаточное количество разработок коммуникативных тренингов для дошкольников и отдельных игр и упражнений, которые необходимо включать в свободную деятельность детей [61].

На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Занятия выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности – со стороны окружающих. Такие занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, избавиться от тревоги и страхов, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций [65].

Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

В дошкольной образовательной организации используются следующие направления психопрофилактической работы с агрессивными дошкольниками:

– обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

– обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

– отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

– формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

– работа с родителями агрессивных детей [61].

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к школьному возрасту годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности ребенка может осуществляться в процессе социально- культурной деятельности. Именно в досуговой деятельности дети знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение детей является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение в сферу досуговой деятельности, так как здесь дети более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных ценностей, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с детьми склонными к агрессивному поведению [55].

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются игры, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии. Для коррекции агрессивного поведения старших дошкольников можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Они являются мощным средством развития и психологического воздействия. Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми являются: укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я – концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений [49].

Основная цель применения игровых упражнений - помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, являющейся одним из сильных развивающих средств для детей, так как является ведущим видом деятельности для них. Проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения [41].

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение [34].

Форма проведения игровых упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Преодолению агрессивности могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», а также «Что изменилось?», «Кто пришел», «Что это такое?», «Какая оценка?», «Изобрази эмоции». Такие игры могут проводиться с детьми от 4 лет. Для повышения детской самооценки могут применяться эмоционально-развивающие игры «Хорошие слова», «Комплименты», «Самый лучший». Эти игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости. Успешное участие в игре позволяет дошкольникам снять эмоциональное напряжение, возникающее у агрессивных детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения. В процессе проведения игры педагог должен внимательно следить за тем, чтобы застенчивые дети не отставали от остальных, иначе смысл игры теряется [33].

Очень помогают в профилактики и коррекции агрессивности различные ролевые игры и игры-фантазии. Педагог может предложить ребенку рассказ о вымышленном герое – это может быть сказочный персонаж или просто придуманный ребенок. Герой истории должен обладать такими же чертами характера, что и ребенок. Следующая задача – помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности – на занятиях и в свободное время. Многие агрессивные дети боятся отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если ребёнку не удается собрать фигурку из конструктора, можно сделать их «одушевленными» и наделить вредным характером, который мешает дошкольнику справиться с задачей. Хорошо поговорить с ребёнком от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию [33].

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Агрессивные дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки – это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают дошкольникам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры – соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для детей дошкольного возраста ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов [24].

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования навыков общения. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке. Таким образом, важно вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические особенности. Основной этап коррекционной работы с эмоциональной сферой ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап коррекции связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповое проведение игровых упражнений [24].

Агрессивное поведение можно снизить, включив ребенка в занятия, связанные с целенаправленной деятельностью, которая должна осуществляться при положительном эмоциональном отношении дошкольника, его заинтересованности. Следует чередовать периоды двигательной активности с периодами концентрации внимания, стремясь к увеличению устойчивости деятельности ребенка. Если ребенок настроен агрессивно, в первую очередь следует выяснить причины такого состояния: обстановку в семье, состояние здоровья, состояние его нервной системы. Внимательно следить за поведением ребенка, не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с проявлениями агрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуальной игрой, давать интересные для него поручения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью. Большое значение для профилактики агрессивного поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей. Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций [4].

Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения. Снижение агрессивности у старших дошкольников возможно, при создании возможности для символической переработки агрессии; при формировании доброжелательных отношений к сверстнику, необходима специальная работа с родителями, направленная на уменьшение дистанции между ними и детьми.

Таким образом, в ходе изучение психолого-педагогической литературы нами были выделены психолого-педагогические условия профилактики агрессивного поведения у детей 4-5 лет: использование в образовательном процессе дошкольной образовательной организации технологии профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста, в которую включены различные средства: игры, творческая деятельность, аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу; включение коммуникативных тренингов в свободную деятельность детей; обучение способам саморегуляции, конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).