2.2. Использование деловых игр в работе социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Одним из активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения в работе школьного социального педагога является деловая игра.
Деловые игры, отчасти нацелены на формирование умения общения в деловой обстановке. В то же время данный вид игр нацелен на обучение, прежде всего, диалогической речи в рамках повседневного общения [27., с. 88].
Большое значение в процессе организации деловой игры имеет ее условность: ее участники полностью должны осознавать, что они действуют в рамках условий реальности. Условность игры порождает двуплановость, возникающих в ходе игры взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой – отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни, что является своего рода моделью взаимоотношений в рабочем коллективе [27., с.95].
Эффект, возникающий в процессе проведения деловой игры благодаря групповому, деятельностному характеру, можно определить как личностную вовлеченность игры в процесс обучения, которая является необходимым условием его эффективности. Деловая игра в отличие от традиционных методов обучения в своей конструкции содержит средства личностного вовлечения ее участников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Деловая игра позволяет вовлечь в учебный процесс мотивы накопления профориентационых знаний и моделей поведения школьников, которые обычно остаются нейтральными в процессе традиционного обучения. Это оказывается возможным благодаря такой существенной характеристике игры, как неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы, и вынуждены проявлять находчивость и инициативу, которые высоко ценятся в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, выявляются их способности и склонности (на основе интереса к тому или иному аспекту обсуждаемой в ходе игры проблемы) [30., с.101].
Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждений других команд, и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.
В подведении итогов принимает участие весь класс (группа) вместе с учителем. Дети обсуждают результат игры. В некоторых случаях результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. Это необходимо для выработки навыков и самооценки, что особенно важно для объективной оценки учащимися своих способностей, что может играть важную роль при выборе профессии.
При проведении игры социальный педагог выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Его задача организовать деловую игру согласно определенному сценарию. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости [30., c 28], совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
В 9х классах проведено профориентационное упражнение «Угадай профессию».
Цель данного упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная «формула профессий», разработанная Е.А. Климовым [10., с.44].
Упражнение проводилось с классом, но может быть использовано социальным педагогом и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.
Процедура включала следующие основные этапы:
1. Социальный педагог просил назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия — таксист.
2. Далее социальный педагог обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, — таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)».
Обычно участники игры называют 8—12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа — сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.
3. Социальный педагог предлагал учащимся запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. таблицу 1. Приложение 2). Сразу же, по ходу записи таблицы социальный педагог показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию, которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа — не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью можно анализировать различные виды трудовой деятельности.
4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбивались на пары и игрокам предлагается следующее: 1 — сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает ее где-нибудь; 2 — каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 — игроки обмениваются тетрадями с закодированными профессиями; 4 — каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).
Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.
Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (3—5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.
Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.
Также можно использовать следующие мероприятия по профессиональному самоопределению старшеклассников в работе социального педагога:
- Игра «Собеседование при приеме на работу»». Текст и описание игры представлены в Приложении 3. В ходе игры учащиеся попробовали себя в роли соискателя и работодателя, попытались ответить на типичные вопросы работодателей.
Проведена деловая игра по профориентации по теме «Прибыль предпринимателя». Текст и описание игры представлены в Приложении 4.
Таким образом, совместная и целенаправленная работа классного руководителя, психолога, социального педагога, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям:
Выбор профиля обучения девятиклассников согласно интересам и склонностям (82%).
Дезадаптация девятиклассников в новом коллективе снизилась на 30%.
Среди 9 и11 классов, считают, что их успешности мешает недостаточное приложение собственных усилий (64%).
Качественная успеваемость класса за последние 2 месяца после проведения мероприятий по профориентации возросла от 58% до 82%.
Рост интереса к интенсивной умственной деятельности.
Рост жизнеутверждающих тенденций учащихся (до 85%).
Выбор ВУЗа, согласно выбранной профессии (86%).
Учащиеся, испытав себя в роли соискателя и работодателя, сформулировали представление, какие качества более всего интересуют работодателя в работнике в той или иной сфере деятельности; игра позволила создать представление о том, как проходит собеседование при приеме на работу, попытались «правильно» ответить на возможные вопросы будущих работодателей.
На основании данных мониторинга эффективности профориентационной работы можно сделать выводы о результативности наших мероприятий по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Реализация профоринтационного обучения, как процесс самовыражения учащихся, реализации их способностей, и следовательно, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности будут способствовать процветанию России.
- Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи как система
- 1.1. Основные подходы к формированию профессионального самоопределения личности в школе
- 1.2. Роль социального педагога в профориентационном самоопределении учащихся
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников
- 2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
- 2.2. Использование деловых игр в работе социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников