logo search
Подростки в соцсетях

1.2. Отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях

Еще одной проблемой коммуникативного поведения в последнее время в литературе педагогической, психологической разбирают возникновение новой формы аддиктивного поведения, которая связана с информационными технологиями. Такая проблема как компьютерная зависимость от социальных сетей.

Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение своих проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Дети погружаются в него в поисках самоутверждения, реализуя там свои силы и способности, а именно в мире компьютерных игр и сети Интеренет, при этом личностный рост в реальной жизни уходит на второй план [5, с.34].

Данные множественных исследований таких детей говорят о типичности признаков. Как правило, для них характерна «дисгармония в функционировании эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкому дифференцированию своих чувств, в невозможности адекватно реагировать в коммуникативных ситуациях [6, с.37].

Стиль речевого поведения подростков меняется под влиянием СМИ и сети Интеренет. 

С. И. Выготский в своей работе «Обратная сторона Интернета» писал о некотором жаргоне падонкафф (иные названия данного явления: «обланский язык», «олбанкцей йезыг»). Жаргон падонкафф , который широко распространился в Runet в начале XXI века. Стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (так называемым эрративом), употребление брани и нецензурной лексики [5, с.43].

Данный стиль речевого поведения часто переносится подростком и в реальную жизнь. На сегодняшний день вошли в обиход такие выражения, как «аффтар жжот», «убейся апстену» и так далее.

Некоторые ученые говорят, что данный элемент речевой культуры был создан людьми образованными в качестве некоторой языковой шутки, и высмеивает подобный стиль общения, который очень часто встречается у неграмотных подростков.

Возможность отрицательного влияния в увлечении «сетями» отрицать нельзя. Довольно часто безобидная на первый взгляд привычка прятаться за анонимностью сети Интернет, приводят к переносу стиля сетевого общения в реальную жизнь.

Речевая деятельность подростков приобретает коммуникативную агрессию.

Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор. С другой стороны, в агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи (аффективный вектор).

С психологической точки зрения целью агрессивного речевого поведения в межличностной служит желание оскорбить, унизить речевого партнера [2, с.7].

В подростковом возрасте одним из главных критериев формирования самооценки является мнение сверстников, следовательно, общение с ними превращается в особую деятельность подростков, которая занимает в их жизни важное место и выделяется в  самостоятельную сферу жизни — в известном смысле личной жизни.

Таким образом, коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее значение в формировании личности. Но подросток, обладая противоречивыми особенностями, не всегда может удачно реализовать себя в коммуникативной функции.

Подростки извлекают модели коммуникативного поведения из трех основных источников, таких как семья, взаимодействие со сверстниками и символические примеры, навязываемые масс-медиа. Психологи и педагоги часто связывают причины коммуникативных провалов и коммуникативной агрессии с отрицательным влиянием СМИ и сети Интернет. Виртуальное общение, которое вначале позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, может стать причиной неадекватного реагирования подростков в коммуникативной ситуации.

Часто коммуникативная деятельность подростков не вполне развита, в ней преобладает клишированность и штампы.

Оказать помощь подростку во избежание подражания негативным образцам речевого поведения могут нравственные, развитые в коммуникативном плане примеры, которые может дать литература.

Рассмотрим отличительные особенности виртуального общения подростков в социальных сетях.

Можно выделить некоторые мотивы, которые толкают его на замену реального общения виртуальному. Во-первых, это анонимность. В интернет-среде подросток может вносить о себе данные, отличные от реальных. Он может проявить большую свободу высказываний, передавать ложную информацию. Это дает ему чувство безответственности и безнаказанности. Интернет-общение помогает подростку создавать о себе впечатление по своему выбору, не ограничивает возможность становится тем, кем он хочет быть. Предпосылкой анонимности можно считать добровольность. Подросток сам добровольно завязывает контакты или избегает их, может прервать их, что может привести к существенным различиям конструируемой виртуальной и реальной личностей, возникновению девиантного поведения. [10, с.32] Что касается различий между женским и мужским общением посредством интернета, то для начала следует выделить понятие гендер. Гендер — это социокультурно обусловленная совокупность различий между мужчинами и женщинами. [3, с.33] Для юных девушек интернет — это общение и поддержание социальных связей. Они более депрессивнее относятся к такому виду общения (виртуальному), при этом проявляя свою тревожность. Несмотря на ограниченные возможности передачи эмоционального состояния через сообщения, девушки стараются использовать практические все инструменты Интернета для повышения эмоциональности своего общения. Для парней-подростков интернет представляет собой поле для скачивания файлов, программ, фильмов и онлайн-игр. Что касается общения, мальчики –подростки в основном характеризуются короткими, четкими сообщениями, в отличие от сообщений девушек. Как считают Ш.Текл и Дж.Морахан — Мартин, доминирование на форумах, группах и при обсуждении новых тем инициатором обычно выступает молодой человек. Девушки же в основном остаются без внимания и поддержки к своим заявленным темам.

Дж.Сулер выделил «эффект раскрепощения» в основе которого выделяют два варианта:

1)    Выход отрицательных эмоций, удовлетворение деструктивных потребностей;

2)     Реализация возможности быть откровенным и не закрываться в некоторых личных аспектах [4, с.89]. При переходе от виртуального общения к реальному бывшие виртуальные собеседники начинают испытывать удивление и разочарование от несоответствия их представлений или реальной личности. Во-вторых, это ограниченное сенсорные переживания, трудность выражения эмоций. В Интернете теряют свое значение невербальные средства общения, которые в реальном общении являются основными. Следует обратить особое внимание на психологию социальных сетей. Социальная сеть — эта услуга, помогающая людям поддерживать связь с друзьями и коллегами. Она является своеобразным онлайн — сервисом, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. На данный момент большинство молодежи имеют блоги и страницы сразу в нескольких Интернет- порталах. В России наиболее популярными социальными сетями являются Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук и Живой Журнал.

Очевидно, что социальные сети обладают колоссальными ресурсами для формирования зависимостей именно у подростков и молодежи, которые очень не уверены в себе, только учатся жить, готовы верить всем окружающим, обманывать о своей жизни.

Обозначим ряд особенностей, характерных для всех форм виртуального общения, выделенных исследователями Михайловым В.А. и Михайловым С.В.:

Прежде всего, рассматриваемый вид общения отличается своей виртуальностью. В связи с развитием новых информационных технологий образуется виртуальное пространство, которое базируется на переходе всего и вся в состояние виртуальности. Таким образом, виртуальность обеспечивает совместное местопребывание реальных явлений, которые в действительности не представлены вместе.

Также виртуальное общение отличается своей глобальностью. Под глобализацией коммуникации подразумевается «предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения». Количество пользователей сети Интернет стремительно растет, предположительно Интернет способен охватить всех жителей планеты.

Глобальность отличается потенциальностью, то есть фактически индивид непосредственно общается с определенным, не очень большим количеством людей, но потенциально может вступить в контакт с любым и каждым. Таким образом, исчезают пространственно-временные ограничения коммуникации, происходит так называемое «размывание» государственных и национальных границ.

В виртуальной коммуникации могут участвовать как знакомые друг с другом люди для поддержания контакта, так и незнакомые для поиска новых знакомств. Но, несмотря на это, как для первого, так и для второго случая коммуникации будет характерна неформальная форма общения, независимо от степени близости отношений людей.

Следующей характерной чертой виртуального общения является интерактивность. Современная коммуникация ориентирована на индивидуальное использование информации, то есть человек сам выбирает необходимую ему информации, в отличие от традиционных СМИ, где информация предоставляется массовым потоком. Таким образом, в современном мире СМИ перерастают в средства массовой коммуникации, вследствие чего трансформируется само социальное общение. Человек стремится к диалогу и незамедлительному включению в общение.

Для виртуального общения свойственен кратковременный характер, краткость сообщений, а также использование большого количества сокращений.

Также виртуальное общение отличается гипертекстуальностью. С точки зрения анализируемой проблемы под гипертекстуальностью понимается многозначность, полидискурсивность виртуального общение, которые возникают за счет участья в коммуникации множества представителей разнообразных культур.

В виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная», созданная самим человеком индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации. С этим явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения — креативность. Пользователь способен сам создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира.

С понятием самопрезентации в виртуальном пространстве связана еще одна черта виртуального общения — анонимность, которая выражается в использовании псевдонимов («ников») и отсутствии какой-либо значимой реальной информации об участнике общения. Таким образом, проявляется некий парадокс виртуального общения, которое основано на межличностной коммуникации, но при этом осуществляется в безличной форме.

Заключительной чертой виртуального общения выделяют мозаичность. Данная черта выражается в рассеянности и отсутствии иерархии виртуальной среды. Отсутствие центра вызывает появление хаотичных структур, не имеющих какой-либо упорядоченности. Это приводит к нарушению целостности восприятия у человека, которое дополняется еще и наличием множества самоидентификаций [8, с.6].

Сетевое общение стало скудным в плане невербального общения. Но не смотря на это, люди стремятся восполнить утрату этой составляющей и находят другие способы усиления смысла текста и передачи эмоций. Обычно для выражения эмоций пользователи предпочитают пользоваться особым шрифтом, подчеркиванием, постановкой знаков препинания в определенном порядке.