logo search
Нефть

3.2 Несоответствие товарных определений и понятий в тн вэд тс и судебная практика недостоверного декларирования нефтепродуктов

Помимо негативной для таможенных органов судебной практики в части недостоверного декларирования рыбных товаров с применением специальных знаний имеют место судебные акты по делам указанной категории, в которых требования декларантов либо таможенных брокеров о признании незаконными постановлений таможенных органов по делам по правонарушениям, о привлечении лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с неправильной классификацией кода согласно ТН ВЭД России оставлены без удовлетворения.

Признавая правомерным привлечение декларанта к административной ответственности, суды основывают свое решение исходя из следующего.

Привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ возможно в случае заявления декларантом либо таможенным брокером недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Исходя из ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, объективная сторона правонарушения выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП РФ, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые установлены ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в том числе и классификационный код товаров по ТН ВЭД России. В силу п. 2 ст. 132 ТК РФ заявление указанных сведений является обязательным условием для принятия таможенной декларации и таможенного оформления товара.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в административном правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения необходимых правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. В соответствии со ст. 127 ТК РФ декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме того, ч. 2 ст. 40 ТК РФ регламентирует, что таможенные органы на основе специальных знаний принимают предварительные решения о классификации по запросу декларанта, а в случае обнаружения нарушения правил классификации при декларировании вправе самостоятельно осуществить классификацию товара.

Сегодня немаловажную роль в соблюдении законности играет необходимость единообразного толкования и применения таможенного законодательства, а также применения специальных знаний на всей территории страны. Таможенный кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты, изданные в его развитие, устанавливают для всех таможенных органов одни и те же нормы, и применяться они должны одинаково, независимо от региона. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих. Одна из них - строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности. Вторая - жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ТН ВЭД ТС.

Код влияет на размер подлежащих уплате платежей, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта. Это может привести к привлечению его к административной ответственности. Штрафы за недостоверное декларирование начисляются, даже если это обнаруживается таможенными органами после выпуска товара. За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости.

Таким образом, анализ данного параграфа, что привлечения к административной ответственности за заявление недостоверного кода по ТН ВЭД по части 2 ст. 16.2 КоАП РФ выступило и руководство Правового управления ФТС России, подчеркивая неизменность позиции ФТС России о наличии признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в случае заявления лицом в таможенной декларации недостоверного кода товара по ТН ВЭД ТС даже при достоверном описании рыбного товара.

Таким образом, анализ данной главы показал, что для заинтересованности декларантов в применении специальных знаний со стороны таможенных органов необходимо:

- сократить сроки принятия предварительных классификационных решений с 90 дней до 30, за исключением случаев получения заключений различных экспертных организаций и компетентных органов, осуществлять консультирование участников ВЭД как непосредственно в зоне таможенного контроля, так и в телефонном режиме, передать полномочия по принятию классификационных решений в региональные таможенные управления, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в ТК и иные определяющие правила классификации товаров нормативно-правовые акты ФТС России, устанавливающие обязательность представления предварительных классификационных решений в таможенный орган при таможенном оформлении рыбного товара. Данные меры позволят значительно увеличить количество положительной судебной практики по административным правонарушениям в части классификации рыбных товара, а также способствуют изменению позиции судов по данному вопросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью работы (проанализировать классификацию рыбных товаров в ТН ВЭД ТС) и поставленными задачами (изучить международную торговлю рыбными товарами и их товароведные характеристики; исследовать и проанализировать особенности классификации рыбных товаров по ТН ВЭД; рассмотреть и проанализировать проблемы в ТН ВЭД ТС нефтепродуктов и пути их решения) были проведены исследования и сделаны следующие выводы:

1.Торговля нефтепродуктами занимает значительную долю рынка: в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (53,0%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимает нефть сырая и нефтепродукты, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с январем-сентябрем 2010 года на 6,4%, а стоимостные объемы возросли на 33,8%.

В ТН ВЭД ТС (таможенного союза) представлена система классификации товаров, предназначенная для их кодирования и идентификации при таможенной обработке, что позволяет: производить таможенные экономические операции (взимать таможенные платежи, определять таможенную стоимость, вести отчетность, планирование и т.д.) и изучать товарную структуру внешней торговли.

2.Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Структура товаров нефтепереработки находится в товарной позиции 2710 (Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых ) и классифицируется в разделе V (минеральные продукты) в ТН ВЭД ТС. Коды ТН ВЭД ТС в товарной позиции - 2710. ТН ВЭД ТС представляет собой перечень нефтепродуктов с присвоенными им цифровыми кодами. Длина кодового обозначения товара в ТН ВЭД ТС составляет 10 знаков. Первые шесть цифр десятизначного цифрового кода ТН ВЭД ТС означают код товара в номенклатуре ТН ВЭД ТС, те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС), девятая и десятая цифры предназначены для детализации тех или иных товарных позиций.

4.Помимо негативной для таможенных органов судебной практики в части недостоверного декларирования нефтепродуктов с применением специальных знаний имеют место судебные акты по делам указанной категории, в которых требования декларантов либо таможенных брокеров о признании незаконными постановлений таможенных органов по делам по правонарушениям, о привлечении лиц к административной ответственности.

Проблемы и пути их решения:

Основная проблема при классификации нефтепродуктов – трудности и продолжительность по времени административного согласования между странами таможенного союза (Россией, Белоруссией, Казахстаном). В настоящее время благодаря административной реформе стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. Следующая проблема для работы должностных лиц таможенных органов ТС по ТН ВЭД ТС - это пробелы в согласованных нормативных документах единого образца для всех таможенных должностных лиц в ТС. В настоящее время для облегчения работы должностных лиц таможенных органов ТС, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД ТС после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Очередная проблема – недостаточно действующих законодательных актов (общих Законов для Таможенных органов таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана). Специфика ТН ВЭД ТС заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД ТС. В настоящее время в данной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна. Участник ТН ВЭД ТС принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом ФТС РФ за предварительным решением.

Анализ ТН ВЭД ТС, маркетинговые исследования, таможенная статистика ТН ВЭД ТС, база данных таможни, ФТС, база России, экспорт, импорт, таможенные данные 2010, 2011. Определение возможностей предприятий на мировом рынке, получение исчерпывающей информации по интересующему сегменту деятельности, а также составление долгосрочного или краткосрочного прогноза процессов экономики обеспечивает статистика ТН ВЭД ТС. База данных ТН ВЭД ТС отображает конъюнктуру во внешней торговле, а аналитические отчеты, составленные по этим данным, объективно воссоздают ситуацию на определенном временном промежутке. Анализ полученной информации ТН ВЭД ТС позволит определить приоритетные направления в развитии нефтеперерабатывающей промышленности России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.).

2. Афонин П.Н., Сальников И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах. - СПб.: Санкт-Питербургский филиал РТА, 2006. 92 с.

3. Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р

4. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. – Ростов н/Д. – Изд-во «Март», 2009. – 445 с.

5. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. – М.: Экономика, 2006.

6. Справочник товароведа рыбных товаров. Т. 1, 2. – М.: Экономика, 1999. – 320 с.

7. Базарова В.И., Боровикова Л.А., Дорофеев А.Л. Исследование рыбных товаров. – М.: Экономика, 1998. – 296 с.

8. Бухтарева Э.Ф., Ильенко-Петровская Т.П., Твердохлеб Г.В. Товароведение рыбных товаров. – М.: Экономика, 1998. – 296 с.

9. Габриэльянц М.А., Козлов А.П. Товароведение мясных и рыбных товаров: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. – М.: Экономика, 2009.

10. Гамидулаев С.Н., Захаренко Т.А., Пяткова Т.В. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (особенности класофикации). - СПб.: Санкт-Питербургский филиал РТА, 2007. 133с.

12. ГОСТы и нормативная документация рыбным товарам и методам испытаний.

13. http://customs.ru

14. http://www.tsouz.ru

Размещено на Allbest.ru

1 Решение Комиссии Таможенного союза "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров от 28.01.2011. // "РЖД - партнер документы", N 4, 2011.

2 www.customs.ru Таможенная статистика. Пояснения к таблицам(экспорт/импорт России важнейших товаров за январь-сентябрь 2011 г.

3 www.customs.ru Таможенная статистика. Пояснения к таблицам(экспорт/импорт России важнейших товаров за январь-сентябрь 2011 г.

4 www.customs.ru Таможенная статистика. Товарная структура экспорта со всеми странами.

5 ИСО 8681-86. Нефтепродукты и смазочные материалы общая классификация обозначения классов.

ИСО 6743-0-81. Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (класс L).

Классификация групп. ИСО 6743-0-81 Нефтепродукты. Топлива (класс F). Часть 0. Общая классификация.

6 Нефтепродукты и смазочные материалы общая классификация обозначения классов.

7 ГОСТ 25877.0 (ИСО 8612-0-86) Нефтепродукты. Топлива (класса F). Часть 0. Общая классификация.

8 http://customs.ru

9 http://customs.ru

40