2.3. Логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений
По окончании констатирующего этапа эксперимента был реализован формирующий этап.
При определении содержания экспериментальной работы с дошкольниками мы руководствовались методическими рекомендациями ученых в области логопедии, где отмечено, что предметно-практическая деятельность стимулирует речевую активность ребенка с нарушениями речи, способствует созданию мотивации для того, чтобы дети словесно обозначали выполняемые ими действия (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
В процессе коррекционно-логопедической работы мы опирались на следующие принципы:
-
Принцип целенаправленности. Исходя из общих целей воспитания и развития ребенка в ходе коррекционно-логопедической работы было проведено соотнесение существующего уровня звукопроизношения ребенка с предполагаемым, что создало основу для формирования программы коррекционно-логопедической работы, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
-
Поэтапность – каждый этап коррекционно-логопедической работы по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения характеризовался своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формировались предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
-
Воспитывающий характер обучения. В ходе занятий по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения дети приучались к дисциплине, общепринятым нормам поведения, вырабатывалась адекватная реакция на определенные учебные и бытовые ситуации. Занятия способствовали формированию таких нравственных качеств, как добросовестность, усидчивость.
-
Наглядности (каждое экспериментальное занятие было оснащено наглядно-дидактическими пособиями, что облегчало дошкольникам со стертой дизартрией усвоение материала).
-
Принцип индивидуального подхода. Для формирования у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, чему способствовало предварительное обследование детей.
-
Принцип целостного построения коррекционно-воспитательной работы. Этот принцип предполагает такую организацию коррекционно-воспитательной работы, когда одни и те же темы изучаются на разных занятиях с помощью разнообразных методов и приемов. При этом отработка определенных умений и навыков проводится в различных видах деятельности (в режимных моментах, трудовой, учебной, игровой).
Успешная коррекционно-логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы. Эффективность логопедической работы по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.
К общепедагогическим условиям относятся:
-
Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие.
-
Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности.
-
Взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов группы, логопеда и родителей.
-
Систематичность проведения занятий.
-
Подчиненность заданий теме и целям занятия.
-
Разнообразие организационных и методических приемов работы.
-
Дозирование речевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка.
Специальными коррекционными условиями являются:
-
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
-
Патогенетически обоснованный выбор коррекционных приемов.
-
Осуществление дифференцированного подхода в преодолении нарушений звукопроизношения при стертой дизартрии.
-
Обязательная реализация следующих направлений коррекционно-логопедической работы на подготовительном этапе:
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания,
- нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры,
5. Опора на сохранные анализаторы при вызывании звуков.
6. Учет контекстуальных влияний при подборе лингвистического материала для закрепления навыков правильного произношения.
7. Коммуникативная направленность обучения.
Экспериментальная коррекционно-логопедическая работа проводилась поэтапно.
1-й этап – подготовительный.
Направления:
-
Нормализация общей моторики.
-
Нормализация мелкой моторики рук.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
4. Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха.
5. Нормализация голоса.
6. Нормализация просодики.
2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:
1. Выработка основных артикуляционных укладов.
2. Определение последовательности работы над звуками.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Постановка звука.
5. Автоматизация.
6. Дифференциация звуков.
3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1. Выработка самоконтроля.
2. Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап – подготовка к обучению в школе.
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по формированию у старших дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения включает в себя шесть направлений. Рассмотрим направления подробнее.
Направление 1. Нормализация общей моторики. На данном этапе в занятия включались упражнения на развитие координации, переключение одного движения на другое, логоритмические упражнения, элементы танца. Обычно в каждое занятие включалось по 1-2 упражнениям. Приведем пример одного из таких упражнений (занятие проводилось на тему поход в лес зимой):
Упражнение «Снеговик пропал».
Педагог предлагал прочитать про Снеговика стихотворение, слова которого можно показать движениями и мимикой лица.
Снеговик в лесу пропал дети: Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены
Он куда-то убежал. дети: Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.
Может испугался волка? дети: Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? дети: Показывают руками ушки.
И в сугробах тонут ноги? дети: Поочередно высоко поднимают ноги.
Направление 2. Нормализация мелкой моторики рук. На этом этапе развивается точность движения рук, согласованность движения обеих рук. Для реализации данного направления в каждое занятие включалось 1-2 упражнение.
Приведем пример таких упражнений:
Упражнение «Зайчик»
Исходное положение: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
Упражнение «Кольцо».
Исходное положение то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Упражнение «Погладим котенка».
Плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняли сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
Упражнение «Веселые маляры».
Синхронные движения кистей обеих рук вверх - вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево - вправо (3 раза).
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Снег руками собирали,
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать,
Мы их будем согревать.
Чтобы стали горячее,
Энергично разминать
Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. (2 раза).
Направление 3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата осуществлялась посредством логопедического массажа, артикуляционной гимнастики и артикуляционными упражнениями с функциональной нагрузкой.
Вид логопедического массажа и методику его проведения определялся на основании результатов предварительной диагностики. При этом так же выявляется отсутствие противопоказаний у ребенка.
Дозировка была следующей: в первый раз упражнения длятся 6 минут, а к концу цикла сеанс составляет 15 минут.
Позы, в которых проводился массаж:
-
В положении сидя, используя высокий подголовник (можно детском кресле).
-
В положении лежа на спине с подложенной под шеей подушкой. Руки при этом протянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях, плечи приподняты, а голова откинута назад.
Логопедический массаж выполнялся нами в области мышц периферического речевого аппарата: мышцы языка, щек, губ; мимические мышцы лица; мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата.
В виду того, что при обследовании выявились следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате: паретичность и гиперкинезы, то выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения определялся состоянием тонуса пораженных мышц каждого ребенка в отдельности.
При повышенном тонусе мышц периферического речевого аппарата использовался так называемый расслабляющий массаж, который включал следующие приемы классического массажа: поглаживание (поверхностное и глубокое), легкую вибрацию и точечный расслабляющий массаж.
Последовательность массажных движений в данном случае была следующей: мышцы шеи, мышцы плечевого пояса, мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка.
При пониженном тонусе мышц периферического речевого аппарата использовался активизирующий массаж, который включал следующие приемы классического массажа: поглаживание в сочетании приемами растирания, разминания, сильной вибрации, поколачивания, а также точечный активизирующий массаж. Последовательность массажных движений в данном случае была следующей: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса.
Кроме того, на подготовительном этапе нами проводился массаж языка с использованием логопедических зондов.
В начале рекомендуется выполнить небольшую гимнастику для растяжения мышц корня языка:
-
Расположив большой палец на языке, еще 2 пальца под ним, вращаем языком сперва влево, затем вправо несколько раз.
-
Накручивая язык на указательный палец, подтягиваем его вперед, а потом раскручиваем. Гимнастика выполняется в спокойном темпе.
Опишем методику зондового массажа:
-
Проводим шариковым зондом вдоль продольных мышц с целью их укрепления. Делаем 8-10 раз.
-
Для укрепления как продольных, так и поперечных мышц сдавливаем пластмассовым зондом точки на языке, передвигаясь от его корня к кончику. Делаем 6 раз.
-
Поглаживаем поперечные мышцы шариковым зондом 6-9 раз.
-
Обкалываем зондом в форме иглы периметр языка в течение 10 сек.
-
В ямочках под языком делаем точечные повороты против часовой стрелки. Можно использовать как зонд, так и указательный палец. Длительность процедуры 10 сек.
-
Приглаживаем язык по бокам несколько раз.
-
С целью укрепления всех мышц языка массажируем его пальцами, завернутыми в марлю. Длительность процедуры 8 сек.
-
Делаем разные движения: по спирали, по кругу, растирающие, перетирающие не только на верхней поверхности языка, но и на нижней.
-
Выполняем надавливания зондом, потряхиваем языком, держась за его кончик.
-
Сжимаем язык по бокам в течение 2 сек, 8-10 раз.
-
Пощипываем край языка, потом похлопываем и выполняем вибрирующие движения зондом.
Следующим этапом реализации данного направления коррекционно-логопедической работы было использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика всегда проводилась после массажного сеанса. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трех до пяти раз. Такие упражнения проводились перед зеркалом. Ребенок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Рассмотрим некоторые упражнения:
-
«Удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх.
-
Быстрое моргание глазами.
-
Надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух. Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).
После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:
-
язык вытянуть вперед и сделать его мягким и распластанным;
-
вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
-
кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
-
дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
-
воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
-
улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
-
соберите губы в «дудочку»;
-
чередование двух предыдущих упражнений;
-
работа челюсти: отведение ее вперед и назад, влево и вправо.
Кроме того, применялись упражнения с функциональной нагрузкой (упражнения представлены в приложении 5). Упражнения проводились в виде комплексов:
1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция): «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор» – «Холодный ветер» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Забор» – «Холодный ветер» – «Комар».
2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция): «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер».
3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Цокает лошадка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Цокает лошадка» – «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет»
4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция): «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Пароход» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Пароход» – «Пароход гудит» [9].
Направление 4. Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха. Проводилась посредством дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Занятия начинались с развития физиологического дыхания. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
1. Вдох и выдох через нос. Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
-
Вдох через нос, выдох через рот. Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
-
Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот. Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
После этого проводилась работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков (см. приложение 6)
Направление 5. Нормализация голоса.
Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребенка. С этой целью проводилась серия упражнений, направленых на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
Упражнения по развитию силы голоса:
1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко).
3. Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция).
4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе.
5. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.
6. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.
7. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса, произнесение предложений с изменением силы голоса.
8. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
Направление 6. Нормализация просодики.
Далее сформированные голосовые навыки закреплялись при тренировках просодической стороны речи. Детям предлагались следующие упражнения:
-
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
-
«Рисуйте» голосом линию движения прыжка в высоту:
-
Для работы над тембром голоса использовались отрывки из сказок: «Теремок», «Три медведя».
-
Работа над интонацией голоса осуществлялась по следующим направлениям:
1) Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
Детям был дважды прочитан один и тот же рассказ: первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Детям было дано объяснение, что голос при чтении можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и другие чувства.
2) Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Произнося предложение с повествовательной интонацией, мы предлагали детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождалось горизонтальным движением руки и обозначалось графически горизонтальной стрелкой.
Затем детям предлагается придумывать предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.
3) Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Во время данного этапа обращается внимание детей на то, что изменением голоса можно о чем-то спросить. При этом в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически стрелкой вверх.
Детей знакомим со знаком «?» и заучивают стихотворение:
Это кривоносый вопросительный знак,
Задаёт он все вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Затем предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
4) Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ура!» и т.п.
По содержанию каждой картинки проводится беседа:
- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!).
- Девочка разбила любимую чашку. Как она воскликнула? (Ах!).
- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура).
После этого снова последовательно показываются картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее данной картинке.
Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак «!» и заучивается стихотворение:
Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки со знаком «!» или выкладывая фишки.
5) Дифференциация различных видов интонации.
Дается задание определить интонацию предложений в тексте, на каждый интонационный тип предложения поднимая карточку с соответствующим знаком.
«Сорока и мышь»
- Мышка-трусишка, ты треска боишься?
- Ни крошечки не боюсь!
- А громкого свиста?
- Ни капельки не боюсь!
- А страшного рёва?
- Нисколечко не боюсь!
- А чего же ты боишься?
- Да тихого шороха.
- Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей звукопроизносительной стороны речи
- Лингвистическая характеристика фонетической системы русского языка
- 1.2.Особенности звукопроизношения в онтогенезе
- 1.3. Особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией
- 1.4. Методический аспект проблемы формирования у старших дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование и формирование у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения
- 2.1. Организация педагогического эксперимента
- 2.2. Выявление у дошкольников со стертой дизартрией уровня сформированности звукопроизношения
- 2.3. Логопедическая работа по формированию у дошкольников со стертой дизартрией звукопроизношения посредством упражнений