logo search
Страхование автотранспорта

2.4 Анализ затрат на восстановление поврежденного автотранспортного средства

Оценка ущерба от повреждения автотранспортного средства определяется на дату повреждения или на более позднюю дату. Оценка ущерба на дату поврежден может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания согласно уголовному законодательству формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и федеральном уровнях в рамкам Федеральной программы по безопасности дорожного движения в Российской Федерации, для определения размера страхового возмещения, а также с другими целями. Оценка ущерба от повреждения автотранспортного средства на более позднюю дату, чем дата повреждения определяется в случаях, установленных процессуальными процедурами гражданского, уголовного и таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений автотранспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.

Результаты расчетов, выполненных при определении затрат на восстановление поврежденного автомототранспортного средства (АМТС) могут быть использованы в следующих случаях:

- при страховании АМТС физических и юридических лиц;

- при оценке стоимости для разрешения имущественных споров;

- при переоценке основных фондов юридических лиц;

- при оформлении нотариусом договоров купли-продажи и некоторых других случаях.

Экспертная оценка технического состояния (ТС) автомобиля после аварии производится для определения технологии ремонта, номенклатуры запасных частей и материалов, объемов различных видов работ и стоимости ремонта.

Второй важной задачей определения стоимости ремонта является оценка размера материального ущерба, причиненного в результате аварии. Экспертное заключение о стоимости ремонта является основанием для предъявления иска о возмещении ущерба в судебном и досудебном порядке.

Обе эти задачи схожи, но имеются и существенные различия в подходе к оценке. Так, в первом случае работники ремонтной организации учитывают все дефекты и неисправности автомобиля, и их устранение закладывается в технологически процесс (ТП) ремонта и отражается в калькуляции.

Во втором случае при оценке стоимости ремонта определяются затраты на устранение только тех повреждений, которые явились следствием данной аварии, так как ответчик (виновник аварии) несет материальную ответственность только в отношении этих повреждений.

Утрата товарной стоимости автомобиля возникает в результате аварийных повреждений и последующего ремонта. Это объясняется ухудшением внешнего вида автомобиля, снижением прочностных характеристик и показателей надежности деталей, узлов и агрегатов, ухудшением свойств сварных соединений, лакокрасочных и других защитных покрытий. Все это приводит к снижению стоимости восстановленных после аварии автомобилей на вторичном рынке по сравнению с такими же автомобилями, не бывшими в аварии.

Существуют различные подходы и методики к оценке УТС. Рассмотрим две методики: [32].

Определение УТС по методике из руководства РД 37.009.015-98

Для определения общей (суммарной) величины дополнительной утраты товарной стоимости автомобиля необходимо определить размер утраты товарной стоимости по всем имеющимся дефектам эксплуатации, аварийным повреждениям и ремонтным воздействиям, установленным для рассматриваемого автомобиля и влияющим на снижение его товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости автомобиля возникает в результате аварийных повреждений и последующего ремонта. Это объясняется ухудшением внешнего вида автомобиля, снижением прочностных характеристик и показателей надежности деталей, узлов и агрегатов, ухудшением свойств сварных соединений, лакокрасочных и других защитных покрытий. Все это приводит к снижению стоимости восстановленных после аварии автомобилей на вторичном рынке по сравнению с такими же автомобилями, не бывшими в аварии.

УТС может быть определена для всех типов поврежденных АМТС, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, влияющих на товарное состояние. [32].

Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски) – Уэл.

Ремонт (замена) несъемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски), формирующих каркас кузова (платформы, рамы, коляски) или устранение перекоса несущих частей транспортного средства – Укар.

Замена кузова (кабины, рамы) автомобиля, автобуса, прицепа-дачи, мотоколяски и их разборка с большим объемом слесарно-арматурных работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки – Укуз.

Полная или частичная окраска кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, коляски) – Уокр.

При наличии всех перечисленных видов ремонтных воздействий общая (суммарная) величина УТС составит:

Уоб = Уэл + Укар + Уокр + Укуз , руб.

Величина дополнительной утраты товарной стоимости при ремонте съемных элементов кузова, кабины, рамы, прицепа-дачи, грузовой платформы, мотоколяски, коляски мототехники (Уэл) определяется по формуле:

руб., (1)

где К1 – коэффициент изменения величины УТС в зависимости от способа или характера предполагаемого ремонтного воздействия; значения К1 =0,3;

Цi – розничная цена i-й детали, подвергаемой ремонтному воздействию (Таблица 3)(руб.);

К2 – коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа АМТС; значения К2 =0,3;

m – число съемных элементов (деталей), подвергаемых ремонтному воздействию (ед.).

Для определения размера дополнительной утраты товарной стоимости в связи с дефектами (ремонтом, заменой) несъемных элементов или устранения перекоса несущих частей кузова, формирующих его каркас, УКАР необходимо учесть внутреннюю отделку багажника.

По формуле размер дополнительной утраты товарной стоимости в связи с дефектами (ремонтом, заменой, перекосом; окраской полной или частичной) несъемных элементов (кузова):

(руб.) (2)

где Уi – величина УТС по одному из трех видов ремонтных воздействий (Укар, Уокр, Укуз);

К2 – коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа;

ni – коэффициент снижения товарной стоимости АМТС в зависимости от вида i-го ремонтного воздействия;

Цр – розничная цена нового АМТС с учетом фактической комплектности.

При выполнении работ по ремонту автомобиля коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа автомобиля (k2) при расчетном проценте износа автомобиля Итр= 28,28% ;k2 = 0,3

Коэффициент снижения товарной стоимости в зависимости от вида ремонтного воздействия п1, используемый для расчета размера дополнительной утраты товарного состояния при выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова (платформы, рамы, коляски) или устранению перекоса несущих частей (УКАР), определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью (Тн) выполняемых работ, установленной предприятием-изготовителем АМТС, из расчета п1= 0,0003Тн.[33].

Нормативная трудоемкость (Тн1) внутренней отделки багажника автомобиля Mitsubishilancer 10, составляет 1,6 нормочаса

Следовательно:

п1= 0,0003 х 1,6 = 0,00048

Для учета дополнительного снижения товарной стоимости при выполнении работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки АМТС, прибавить постоянный коэффициент, принятый по, учитывающий нарушение качества заводской сборки, пСБ= 0,005.

Отсюда:

п =п1 +пСБ

п =0,00048+0,005 = 0,00548

Розничная цена нового автомобиля с учетом комплекции (Ц´р) равна 700000 рублей.

Таким образом, величина дополнительной утраты товарной стоимости автомобиля в связи с дефектом (ремонтом, заменой, перекосом) несъемных элементов – УКАР, с учетом выполняемых ремонтных воздействий по внутренней отделки багажника:

УКАР= 0,3 х (0,00548 х700000) = 1150 руб.

Коэффициент снижения товарной стоимости в зависимости от вида ремонтного воздействия ni используемый для расчета величины дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске АМТС (УОКР), определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью (Тн) выполняемых работ, установленной предприятием-изготовителем АМТС, из расчета

пi=0,0001 Тн[1]

Нормативная трудоемкость (Тн1) наружной окраски крышки составляет 2,6 нормочаса

Следовательно:

п1 = 0,0001 х 2,6 = 0,00026

Нормативная трудоемкость (Тн2)наружной окраски заднего бампера , составляет 3,1 нормочаса.

Следовательно:

п2 = 0,0001 х 3,1 = 0,00031

Общий (суммарный) коэффициент снижения товарной стоимости АМТС при нанесении ремонтного лакокрасочного покрытия

п= 0,00026+0,00031 = 0,00057

Розничная цена нового автомобиля с учетом комплектации (Ц´р) равна 700000 руб.

Размер дополнительной утраты товарной стоимости в связи с выполнением полной или частичной окраской кузова (деталей кузова), УОКР:

УОКР= 0,3 х (0,00057 х700000) = 120 руб.

Выполнение ремонтных воздействий, связанных с заменой кузова автомобиля или его разборкой с большим объемом слесарно-арматурных работ, УКУЗ, в рассматриваемом случае не требуется.

УКУЗ = 0

Общая (суммарная) величина дополнительной утраты товарной стоимости автомобиля Mitsubishilancer 10 в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий формула составит:

УОБ = УЭЛ + УКАР + УОКР + УКУЗ

УОБ= 3033 + 1150 + 120 + 0 = 4303 руб.

Определение УТС по методике немецкого дипломированного инженера Э.Хальбгевакса.

Условия, при которых производится расчет УТС:

- возраст автомобиля не более 5 лет;

- пробег не более 100 тыс. км;

- отсутствие предыдущих аварий;

- количество предыдущих владельцев – не более двух.

Исходная информация для расчета УТС:

Са – стоимость автомобиля на момент аварии на вторичном рынке;

Са=518550 руб

Ср – стоимость ремонта автомобиля;41764 руб.

Сокр – стоимость окраски автомобиля в процессе ремонта;

Сокр=7400 руб.

Сраб – стоимость разборочно-сборочных и других работ;

Сраб=7770 руб.

Сзч – стоимость запасных частей; 33700 руб.

См – стоимость материалов. 2330 руб.

Определение значения УТС осуществляется в следующем порядке:

вычисляется показатель А

;

вычисляется показатель В

Значение УТС (Уоб) определяется по формуле:

УТС= 0,01∙Х∙(Са+Ср)

УТС= 0,01∙0∙(Са+Ср)=0 руб.