Методические основы создания информационных систем
Основу процесса формирования и развития информационной системы управления предприятием составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления выступает предприятие, а субъектом - система управления предприятием в лице управленческого персонала (генерального директора, бухгалтера, финансового директора, кладовщика и т.д.). Инструментом управления является информационная система, использующаяся для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды предприятия. За работу ИС отвечает исполнительный директор (вице-президент) но информационным ресурсам - информационный менеджер (Chief Information Officer - CIO).
Управление осуществляется на основе модели объекта управления. Для теоретического познания и построения модели управления необходимо проанализировать объект в аспекте, обусловленном применяемым методологическим подходом. Методологический подход - это способ видения реальной действительности через призму научной категории, который может быть представлен совокупностью научных методов. В современной науке широко используют следующие подходы: системный, базирующийся на общенаучной категории "система"; информационный - на основе понятия "информация"; стратегический - на основе понятия "стратегия"; деятельностный - на основе понятия "деятельность" (функциональность); вероятностно-статистический - на основе понятия "возможность"; кибернетический - на основе понятия "обратная связь"; дескриптивно-нормативный - на основе "нормативов" и др.
Реальный объект, взятый в одном из аспектов, образует предмет изучения. Используя методологические подходы, исследователь выявляет скрытые и существенные закономерности, свойственные данному предмету. При одном методологическом подходе к конкретному объекту получают частные результаты исследования, а при многоаспектном - обобщающие.
Организация и становление информационных систем и технологий должны базироваться на системном, информационном, стратегическом и объектно-ориентированном подходах. В литературе, как правило, рассматривается информационный подход для выявления информационных потоков, а системный и объектно-ориентированный - для формирования информационной системы.
Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Ключевыми являются понятия: система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство; элемент - предел членения системы с точек зрения решения конкретной задачи и поставленной цели; структура - совокупность элементов и связей между ними; связь - характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы; состояние - множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени; поведение - способность системы переходить из одного состояния в другое; внешняя среда - множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состояния вызывает изменение поведения системы; модель - описание системы, отображающее определенную группу ее свойств; равновесие - способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий сохранять свое состояние сколь угодно долго; устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий; цель - идеальное устремление, которое позволяет коллективу увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к идеальным устремлениям.
К числу задач, решаемых системным подходом, относятся: определение общей структуры информационной системы, организация взаимодействия между подсистемами и элементами, учет влияния внешней среды, выбор оптимальных структур и алгоритмов функционирования информационной системы. Системный подход развивается в двух направлениях: первое - феноменологический подход (причинно-следственный, или терминальный), который определяет любую систему как некоторое преобразование входных воздействий (стимулов) в выходные величины (реакции); второе - теория сложных целенаправленных систем, предусматривающее достижение определенной цели или выполнение конкретной функции.
- Информатизация, сущность, цели.
- Понятие информации, виды информации.
- Соотношение понятий «данные», «знания», «информация».
- Виды экономической информации.
- Структура экономической информации.
- Информационные ресурсы, структура информационных ресурсов организации.
- Экономические законы развития информационных технологий.
- Информационная модель предприятия.
- Экономические и информационные модели.
- Диаграмма Ганта и теория графов в информационном моделировании.
- Планирование потребности в производственных мощностях - crp. (Capacity Requirements Planning)
- Планирование ресурсов производства - mrp II
- Планирование ресурсов предприятия - erp I.(Enterprise Resource Planning)
- Оптимизация управления ресурсами - erp II.
- Управление взаимоотношениями с потребителем (crm).
- Управление эффективностью бизнеса (врм)
- Методические основы создания информационных систем
- Ит документационного обеспечения управленческой деятельности.
- Корпоративная сеть Интранет.
- Понятие защищенной информационной системы