logo
PR-агентства в США и в России: сравнительный анализ

5. Рейтинг PR-агентств в России

Российское отделение Международной Ассоциации Бизнес-Коммуникаторов (IABC/Russia) совместно с информационно-аналитической системой «Медиалогия» представляет рейтинги упоминаемости и Индекса Информационного Благоприятствования коммуникационных и PR-агентств России за 2008г.

Стоит отметить, что задача составления адекватных рейтингов представляется крайне важной для российской коммуникационной отрасли. Так, президент по связям с общественностью УРАЛСИБа Александр Вихров на состоявшейся не так давно конференции «Энциклопедия PR» говорил, что признаком любого рынка является доступ игроков к информации о других игроках. И рейтинги, с этой позиции, могут считаться важнейшим признаком развитого рынка.

В то же время, в России пока еще не появился рейтинг коммуникационных и PR-агентств, который был бы достаточно авторитетен и признавался в качестве значимого участниками рынка и клиентами. Более того, даже на Западе с его куда как более длительной историей развития связей с общественностью существует, по сути, всего один авторитетный рейтинг - ежегодный The Holmes Reports Global PR Agency Rankings, который создает агентство Пола Холмза[14,с.45].

Попробуем ответить на два предельно важных вопроса: во-первых, зачем вообще что-то измерять; во-вторых, что именно измерять.

Создание рейтингов коммуникационных и PR-агентств помогает решить сразу несколько задач. С одной стороны, клиенты оказываются способны оценить агентства не только на основе некоторого субъективного впечатления или рекомендации знакомых, но и сравнивая их позиции в рейтинге по тем или иным показателям. С другой стороны, рейтинги способны продемонстрировать участникам рынка, кто является лидером, за кем нужно следовать, чьи успешные технологии перенимать, то есть, по сути, как выстраивать стратегии развития агентства. Помимо прочего, такого рода рейтинги, если брать их динамику, помогают отслеживать молодых и агрессивных игроков, которых, по мнению, например, президента Группы ИМА Андрея Гнатюка, сейчас очень не хватает на российском рынке. Таким образом, рейтинги ведут к формированию более прозрачного, а потому более честного и понятного с точки зрения конкуренции и, что немаловажно, ценообразования, рынка коммуникационных продуктов. Побочным, но далеко не самым малозначимым последствием такого рода перемен явилось бы и повышение качества услуг.

Немаловажный вопрос, что именно измерять, может решаться сразу с нескольких позиций. И первое, что приходит здесь в голову - измерение оборотов компании, то есть, заимствование методик подсчета из большинства рейтингов, оценивающих компании реального сектора. Второй вариант, имеющий право на существование именно в случае агентского бизнеса, -- измерение авторитетности пула клиентов или оценка агентства по портфолио осуществленных проектов. Такой подход представляется, пожалуй, самым интересным, но не всегда является выполнимым ввиду как труднодоступности информации, так и привнесения субъективного фактора в оценке[5,с.33].

С точки зрения рассмотренных позиций становится ясно, что предлагаемый нами рейтинг упоминаемости PR-агентств - не самый адекватный инструмент для оценки реального качества услуг, предоставляемых участниками рынка. Даже его усовершенствованная версия - рейтинг, построенный на сравнении Индекса Информационного Благоприятствования -- не может решить большего числа задач, которые призван решать такого рода рейтинг.

Тем не менее, в России пока не существует условий для создания рейтингов иного порядка: информация о рынке в вопросах клиентских баз и оборотов почти всегда закрыта, и разглашать её участники не торопятся. Так, наши коллеги из РАСО несколько лет назад плотно занимались данным вопросом, но по причинам отсутствия информации о рынке создать эффективный рейтинг у них не получилось.

Однако наши рейтинги позволяют получить репрезентативную картину того, насколько хорошо работает в агентствах self-PR. А эффективность такого рода зачастую вступает в тесную корреляцию и с эффективностью непосредственно клиентской работы.

Со своей стороны, IABC/Russia хотела бы обратить внимание всего сообщества коммуникаторов на данную проблему и пригласить всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении этого непростого, но крайне важного для развития отрасли вопроса.

Выход в лидеры рейтинга PRопаганда обусловлен медийной подсветкой заключения контракта с компанией Autodesk (CIS). Без внимания СМИ не осталось PR-партнерство агентства с оргкомитетом прошедшего в Вене III Банковского форума. Комментарийная активность менеджмента агентства также в значительной степени повлияла на формирование массива публикаций, обеспечившего лидерство[34,с.5].

Поднявшееся в тройку лидеров по количеству публикаций НЬЮТОН.PR & COMMUNICATIONS упоминался в контексте прошедшей в Екатеринбурге Eurasian Fashion week. Внимание СМИ привлекла также инициатива руководителя агентства по предоставлению дополнительных выходных сотрудникам, ведущим здоровый образ жизни.

Большое внимание СМИ уделяли работе лидеров рейтинга с молодыми кадрам - так за прошедший месяц ТОП-менеджеры агентств провели ряд встреч с будущими специалистами отрасли - студентами и аспирантами профильных образовательных программ ВУЗов.

На общем фоне подъема количественных показателей упоминаемости в СМИ игроков рынка следует отметить резкий рост агентства 3,14R, связанный с проведением деловых игр для молодых специалистов на площадке философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Показатель лидера рейтинга по ИИБ -- R&I Group -- сформирован благодаря комментарийной активности менеджмента по поводу приобретения Media Arts Group части активов холдинга IMS Group, а также запуска ОСТ-Алко пробной партии водки «Хиддинка». Вторая позиция по итогам профессионального проекта «Дни выбора BTL агентств» поддержали положительные показатели R&I Group[22,с.10].

Успешное открытие нового шоу-рума джинсового бренда Wrangler в Москве и запуск новой коммуникационной стратегии Western Union вывели Maslov PR на вторую позицию в рейтинге.

В целом на позитивную динамику качественного рейтинга повлияли также сообщения о прошедшем Дне PR-технологий и публикация исследования АКОС о совокупном объеме рынка PR-услуг в России.

Индекс информационного благоприятствования -- расчетный показатель, разработанный специалистами компании «Медиалогия». Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При его расчете учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. «Позиция» издания СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории издания. Также принимается во внимание мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.

Среди остальных участников рейтинга продемонстрировавших позитивную динамику за отчетный период следует отметить агентство Гуров и партнеры, запустившее новую версию сайта www.gurovpr.com.

Таблица 5 Рейтинг PR-агентств по Индексу Информационного Благоприятствования. Апрель 2009[37]

Таблица 6 Рейтинг упоминаемости коммуникационных и PR-агентств. Апрель 2009[37]