logo
PR-агентства в США и в России: сравнительный анализ

3. PR-агентства США и России

Сегодня структурные приоритеты в сфере бизнес-PR несколько изменились. Если раньше самые большие обороты составляли контракты с финансовыми холдингами, фармацевтическими, автомобильными компаниями, то сегодня высокий PR-темп сохраняют лишь фармацевты. При этом, на мировой PR-рынок выходят российские сырье добывающие компании такие как Лукойл, Норильский Никель, Юкос. Несмотря на всеобщий кризис высоких технологий, активизацию прогнозируют и в этой сфере. Уже сегодня до 30-40% оборота компании Маслов, Сокур и партнеры составляют Хай-Тек проекты. В компании Михайлова занимаются пакетом PR-разработок в сфере интернет. А Игорь Писарский считает, что в телекоммуникационном PR будущее даже не за традиционной сферой B2B (business to business), а в области стратегической коммуникации B2C(business to consumer) при которой большие коммуникационные проекты скажем АО Связьинвест или Транстелеком будут привлекать крупные инвестиции[17,с.25].

Кроме того, необходимость привлечения PR-специалистов оценили и собственно-российские производители. В агентстве Р.И.М. активнее всего, работающим с регионами считают, что даже руководители прошлого поколения постепенно меняют свое отношение к бизнес-PR. В начале никто не понимал что такое public-relation и все разговоры о коммуникации, вариантах подачи информации упиралось в ну что ты мне рассказываешь, - сейчас трубку подниму, пять редакторов на ковре и все чего надо печатают. Сейчас понимание того, что PR необходим, пришло, но мыслить по новому люди еще не научились. Кто сейчас отчаянно нуждается в PR, так это российский оборонный комплекс. Россия производит замечательную конкурентоспособную продукцию в области вооружений, космоса и абсолютно не может его продать. Приходится менять ментальность и руководства, которое привыкло к секретности и самих журналистов.

Что касается PR-специализации, то процесс активного разделения рынка по сферам деятельности начался в 2007г. И сегодня в числе 40 российских компаний работающих только в сфере бизнес-PR существуют те, которые занимаются брэнд-PR, специализируются на построении имиджа, консультируют в сфере кризисного PR или работают под промоушен конкретного продукта - услуги. В России происходит очень быстрый качественный рост и изменение профессионального уровня заказчика. Задачи постепенно усложняются. Если первое время клиент говорил: хочу статью, то сейчас - сделайте мне коммуникационную стратегию или спрогнозируйте реакцию моей target-group на тот или иной маркетинговый ход. Оценивая подобную прогрессию, американские эксперты пришли к выводу: тот путь, который в американском PR проделывают за 10 лет, Россия преодолевает за 2-3 года[22,с.10].

Совокупная выручка российских PR-агентств в 2008 году выросла на 33%, объявила Международная ассоциация консультантов по связям с общественностью (ICCO). Это рекорд: весь мировой PR-рынок, по версии ICCO, вырос лишь на 8,5%. Но в этом году доходы российских агентств снизятся.

В 2008 году российский рынок PR-услуг показал наибольший прирост из 17 стран, принявших участие в исследовании ICCO (см. таблицу). За основу ассоциация взяла совокупную годовую выручку (агентское вознаграждение) компаний, входящих в местное отраслевое объединение. В России партнером ICCO выступает Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), объединяющая сейчас 27 агентств, в том числе FD, Fleishman-Hillard Vanguard, Maslov PR, Mmd, PR Inc., SPN Ogilvy, КРОС, "Михайлов и партнеры". Выручка членов АКОС в 2008 году выросла на 33% до 80 млн. евро, сообщает ICCO. Председатель АКОС Елена Фадеева уточнила "Ъ", что заявленные 33% отражают рост в рублевом исчислении. Выручка агентств, по ее словам, составила 3,7 млрд руб. При этом АКОС, по собственной оценке, контролирует более 50% рынка. То есть доход всех российских PR-агентств в прошлом году превысил 7,4 млрд руб.

Таблица 3 Развитие мировой PR-индустрии в 2008-2009 годах[35

Страна

Число членов

Местной отраслевой

ассоциации

Суммарная

выручка членов

ассоциации в 2008 году (€ млн)

Прирост к 2007

году (%)

Прогноз по выручке 2009 год

США

103

2 500

4

стабильный

Великобритания

144

640

7

-15%

Бразилия

306

350

20

5%

Германия

34

185

5-10

стабильный

Австралия

175

180

1

стабильный

Италия

51

134

4

стабильный

Швеция

42

110

5

5%

Россия

27

80

33

стабильный

Ирландия

33

50

0-1

-25%

Греция

22

45

нет данных

нет данных

Норвегия

23

45

9

увеличится

Дания

32

41

10

-5-10%

Швейцария

16

40

0-1

стабильный

Португалия

31

36

нет данных

стабильный

Австрия

15

33

3

-5%

Турция

15

12

12

стабильный

Словакия

11

6

12

стабильный

Рентабельность PR-бизнеса в 2008 году в целом по миру оставалась стабильной, констатирует ICCO. В США, Швеции, Норвегии, Дании, Бразилии, Греции и России она даже увеличилась, рапортуют местные ассоциации. Рентабельность по операционной прибыли типичного российского PR-агентства составляет около 15%, тогда как в США или Европе этот показатель может достигать 20-30.

Ситуация в России в 2009г характеризуется как стабильная. АКОС в своем исследовании отечественного рынка спрогнозировала снижение PR-бюджетов, которые поступят в российские агентства, на 30% до $700 млн. В первом квартале рынок однозначно упал, поскольку клиенты заморозили свою активность. Но по итогам года мы все-таки надеемся остаться на уровне 2008 года.

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) объявляет официальные финансовые данные по индустрии PR в России с 2007 по 2009 год.

В 2007-2008 годах российский PR рынок очень активно развивался. Рост составил $750 миллионов (c $1.75 миллиарда в 2007 году). Однако по прогнозам АКОС в 2009 году объем рынка снизится на 28% и составит $1.8 миллиарда. В 2009 году PR бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов сократятся на 80%. В меньшей степени -- на 15-20% -- в категории FMCG и в проектах государственных предприятий. Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.

Российский рынок PR в 2008 году достиг показателя в $2.5 миллиарда - это на 43% больше, чем в 2007 году. Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса. - говорит Елена Фадеева, Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. - Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года. Однако некоторые направления отрасли активно востребованы и в нынешней ситуации, например, 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C, корпоративных и антикризисных коммуникаций. Вместе с тем сократится спрос на маркетинговый PR в секторе В2В».

В прошлом году доля затрат на PR в среднем составляла менее 10% общих затрат компаний на продвижение. При этом в отдельных секторах, в первую очередь, непроизводственных (финансы и кредит, услуги для бизнеса), а также IT и телекоммуникациях, она составляла 20-30%.

Доля аутсорсинга (использования PR агентств) оставалась достаточно устойчивой в течение 2007-2008 годов и сохранится на прежнем уровне в 2009 году. Средняя доля бюджета на аутсорсинг в крупных компаниях составляла 40-41% в 2007 году, 37-38% в 2008 году и по прогнозу останется на прежнем уровне в 2009 году. В компаниях из разных отраслей этот показатель существенно различается - от 5 до 20% PR бюджета. Высокая доля аутсорсинга (80-90%) наблюдается лишь в крупных западных корпорациях, работающих в России.

Прирост рынка PR услуг в России в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 25% ($800 миллионов в 2007 году) и достиг $1 миллиарда. Согласно докладу Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в 2007 году Россия заняла третье место по темпам роста, уступая лишь Турции и Индии. При этом в 2007 году объем крупнейшего мирового рынка PR услуг - рынка США - составил $4 миллиарда. В 2009 году по предварительным прогнозам российские показатели объема рынка PR услуг упадут до цифры в $700 миллионов.

Большинство PR агентств предоставляет широкий спектр услуг своим заказчикам. Уникальными, редко представленными услугами являются: коммуникации в области здравоохранения, коммуникации с инвесторами, PR сопровождение арбитражных споров, судебных процессов, корпоративной социальной ответственности, PR поддержка спортивно-массовых мероприятий и PR сопровождение выставочной деятельности. Объем агентских гонораров/вознаграждений за 2008 год оценен в диапазоне от $200 до $500 миллионов. Доля «неинституционализированных» консультантов составит $30 - 80 миллионов.

В 2009 году компании планируют использовать следующие виды PR: PR сопровождение маркетинга B2C (61%), корпоративные коммуникации (60%), внутренние коммуникации (57%), кризисные и финансовые коммуникации (50%), PR сопровождение маркетинга B2B (43%) и внешние связи (36%)[16,с.85].

Объем рынка PR - совокупные бюджеты компаний на PR в России, включая реализацию кампаний как с использованием PR агентств, так и силами PR служб/пресс-служб корпораций. В этом показателе включены все расходы на PR, в том числе на работу PR специалистов и расходы третьих лиц, необходимые для реализации PR кампаний, например, аренда площадок для проведения мероприятий, производство сувенирной продукции и т.п.

Виды PR - классификация видов PR согласно The Paul Holmes Report, применяемая при составлении рейтингов.

Объем рынка PR услуг - рынок услуг, оказываемых агентствами, включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон.

Оценка рынка PR основана на сочетании результатов исследования рынка PR в России, проведенного в ноябре 2008 - марте 2009 годов исследовательским отделом агентства “НИККОЛО М” по заказу Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью и оценок экспертов АКОС. Это первое исследование объема рынка PR в России.

Таблица 4 Средняя доля в бюджетах различных видов PR в 2008 году: