logo
PR-агентства в США и в России: сравнительный анализ

1.История возникновения PR-агентств

Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам. В 20 веке вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.

Развитие PR-деятельности. Как профессиональная сфера деятельности, PR впервые начала развиваться в США. Обобщая главным образом именно американский опыт, американский экономист Р.Смит выделил четыре этапа в истории пиара (Табл. 1) [15,с.35].

Таблица 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ PR

Название этапа

Цель PR-мероприятий

Характер коммуникаций

1. «Эра манипулирования» (19 в.)

пропаганда

односторонняя

2. «Эра информирования» (начало 20 в.)

распространение информации и правдивость

3. «Эра убеждения» (середина 20 в.)

влияние на общественное мнение и поведение

двусторонняя

4. «Эра взаимовлияния» (конец 20 в.)

взаимопонимание и разрешение конфликтов

Источник: Smith R. Public Relations History (www.snybuf.edu/~ronsmith/rdshistory.htm)

Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.

Принято считать, что термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.

Американские связи с общественностью как особый вид маркетинговой деятельности имеет самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах.

Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств[10,с.22].

Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Этапы развития Связей с общественностью в США:

а) 18 век - борьба за независимость и Конституцию - публикации статей с целью воздействия на общественное мнение, убеждение, агитация. Целенаправленное использование коммуникационных средств для влияния на общественное мнение.

б) 1807 г. - употребление термина «паблик рилейшнз», Томас Джефферсон, «Седьмое обращение к Конгрессу».

в) 1829 - первый пресс-агент (праобраз пиарщика) - Эмос Кендалл у президента Джексона.

г) развитие масс. печати, 1844 - телеграф > новость - товар, появление массовой аудитории.

д) 1900 - первая фирма паблисити - Publicity Bureau в г. Бостон.1900 - В 1900 году в Бостоне, США, возникло первое PR-агентство «Паблисити Бюро». Хотя PR, как вид общественной коммуникации существовал и раньше - еще в Древней Греции и Риме. Для понимания истоков становления PR в той или иной стране важно понять, из каких «смежных» областей.

Айви Ли - открыл свою ПР-фирму (3-я по счету в Америке и мире). 1907 г. - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли - советник Рокфеллера.

Успехи практики ПР стимулировали разв-е ПР как сферы знаний. 1918 - курс ПР в университете штата Иллинойс.

Эдвард Бернейз - родоначальник науки ПР. 1922 - одним из превых читал курс ПР. 1923 - 1-ая спец. книга «Кристаллизуя общественное мнение».

Кризис 1929 - 1933 > развитие ПР, чтобы остановить рост недоверия общ-ти к бизнесу > отделы ПР в крупных компаниях.

1927 - 1-ый пост вице-президента по ПР - Артур Пейдж - AT&T.

Появление специализированных ПР-агентств (политика, консалтинг) [8,с.42].

Вторая мировая война - подготовка кадров, работающих с информирование населения.

1946 - Общество ПР в США (Public Relations Society of America).

1955 - Международная ПР - ассоциация (IPRA)