1.1.Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
До сих пор в научной литературе существует некоторая терминологическая неопределенность понятия агрессии. Наиболее распространенным является следующее определение: «Агрессия – есть физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [1, с.5]. Однако не любое такое поведение возможно расценивать как агрессивное. Кроме того, вопрос о том, является ли агрессия действительно моделью поведения или ее можно также рассматривать как эмоцию, мотив или установку, остается открытым. В психологической литературе существует большое много теорий агрессии. Среди них основными являются:
1.Теория влечения (3. Фрейд, К. Лоренц, А.Ардри, В.Макдаугалл);«Агрессивность понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред» [22, с.15].
В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда агрессия трактовалась как составная часть так называемого "я –влечения".Фрейд считает, что агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека [22, с.89].
Такого же мнения придерживается К. Лоренц. Согласно ему, агрессия возникает в результате имеющегося у живого существа инстинкта борьбы за выживание. По мнению Лоренца, энергия агрессивного влечения накапливается в нервных центрах, и когда энергии становится достаточное количество, даже при полном отсутствии раздражителя, может произойти выплеск этой энергии. [22, с.85].
2. Фрустрационная теория агрессии.
Эта теория агрессии представлена в монографии Дж. Долларда, Л. Дуба, Н. Миллера, Р. Сирса "Фрустрация и агрессия" (1939) [9]. По их мнению, агрессия это следствие фрустраций, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Это реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человек у который ему препятствует. Теория фрустрации утверждает, что агрессия это всегда следствие фрустраций, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию [9].
Э. Фромм в книге "Анатомия человеческой деструктивности" указывает, что в ситуациях фрустрации важнейшую роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, поэтому не все индивиды отвечают агрессией на фрустрацию. Фромм А. писал: «Под агрессией, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту»[2, с.15].
3.Теория социального научения.
Ее наиболее видными представителями являются Л. Берковитц и А. Бандура. Б.Скиннер отмечал, что, невзирая на генетические предпосылки, поведение полностью определяется набором "стимулов". По мнению А.Бандуры, большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания определенным моделям [2, с.15]. В книге "Агрессия: анализ с позиций теории социального научения", А.Бандура предложил схему основных компонентов комплексного анализа агрессии: это – источник или способ приобретения агрессивных действий; это факторы или побудители стимулирующие возникновение агрессии; это условия, регулирующие исполнение таких действий. Люди вообще, и особенно дети, достаточно легко овладевают репертуаром агрессивного поведения, наблюдая за поведением других людей и строя, таким образом, общую стратегию и тактику для своих последующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка [13, с.5].
А.Бандура считает, что враждебные образцы поведения перенимаются в обществе из трех источников: семья; субкультура; символическое моделирование, обеспечиваемое средствами массовой информации, особенно телевидением. Таким образом, сторонники этой теории считают, что агрессивность — это продукт простого научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека [13, с.8].
Подводя итог по теории социального научения, можно отметить, что агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального научения. В этом качестве она является открытой для изменения с помощью различных приемов.
4. Теория влияния.
Представители этой теории Р. Смит, Р. Браун и Дж. Тедеши в своих работах призывают отказаться от употребления самого термина "агрессия" как неадекватного. Они выдвигают новый подход, базирующийся на использовании понятия принудительной силы, с помощью которого им представляется возможным описать виды поведения, некоторые из которых могут быть названы агрессией с точки зрения наблюдателя []
Коджаспирова Г.М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в дошкольном возрасте.
Близким к понятию агрессия, по мнению Н.П.Сазонова является «Агрессивное действие» – это средство достижения какой – либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В статье "Агрессия и теория социального влияния" Дж. Тедеши[28, с.84] отмечал, что термин "агрессия" – это собирательное, используемое индивидом действие. Используя понятие принудительной силы, Дж. Тедеши и другие ученые стремятся объяснить, почему люди применяют различные формы угроз и наказаний в отношениях друг с другом, причиняют вред и т.д. При этом сам термин "агрессия" выступает в роли своеобразного ярлыка, выполняя чисто вспомогательную функцию: способствует пониманию тех действий, в которых используется принудительная сила. Принуждение в данной теории трактуется как одна из форм социального влияния, нужная для того, чтобы сдержать или подчинить других с помощью силы.
- Глава 1. Агрессия детей дошкольного возраста………….………….……6
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования агрессивного поведения и его коррекции у детей дошкольного возраста…………………………….14
- Глава 1. Агрессия детей дошкольного возраста
- 1.1.Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- 1.2.Особенности агрессии в дошкольном возрасте
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования агрессивного поведения и его коррекции у детей дошкольного возраста
- 2.1. Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
- 2.2. Коррекция воспитателем агрессивного поведения детей дошкольного возраста