logo
Агрессивность-2

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования агрессивного поведения и его коррекции у детей дошкольного возраста…………………………….14

2.1. Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...14

2.2. Коррекция воспитателем агрессивного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………………………19

Выводы по 2-й главе………………………………………………………..38

Заключение…………………………………………………………………..39

Список использованной литературы………………………………………41

Введение

Неустойчивая социальная и экономическая ситуация, кризис семьи обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и проявления цинизма, жестокости, агрессивности. Проблема агрессивности детей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов и родителей, так и пристальный научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.

Основы поведения детей формируются в дошкольном возрасте, что вызывает потребность в особом внимании к профилактике и коррекции агрессивности у детей этого возраста.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось много негативных эмоций, и справится с ними самостоятельно ребенок не может. Агрессивные дети драчливы, упрямы, легко возбуждаются, обижаются, с ними сложно договориться, они враждебно настроены к окружающим. Их отношения с родными, друзьями, педагогами всегда амбивалентны и напряженны.

Актуальность исследования связана с практической необходимостью поиска путей коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития этих детей.

Проблеме агрессивного поведения личности вообще и детей в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии (А. Bandura, 1983, Z. Berkowits, 1962; A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967; Г.М. Андреева, 1988; Т.Е. Драгунова, 1979; В.И. Жельвис, 1990; Ф.С. Сафуанов, 1999; Л.М. Семенюк,1996; Л.М. Чепелева, 2001 и др.). Известно, что те или иные формы агрессии характерны для большинства детей, однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что в конечном счете снижает продуктивный потенциал личности и возможности полноценной коммуникации, деформируя личностное развитие. Вопросам изучения агрессивности в контексте делинквентного поведения детей посвящены труды М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Г.М. Миньковского, И.А. Невского и др. Современные исследования проявлений детской агрессивности проводятся в разных направлениях: влияние семейных отношений на формирование агрессивного поведения, биологические причины агрессивности, анализ связи самооценки и подростковой агрессии

Цель исследования - изучение специфики и причин агрессивного поведения, возможностей и путей его коррекции у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - агрессия и ее проявления в конфликтных ситуациях общения и взаимодействия детей со сверстниками.

Предмет исследования - особенности проявлений агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада

В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую и педагогическую литературу по проблеме агрессии.

  2. Изучить психологические особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников в детском саду.

  3. Охарактеризовать деятельность воспитателя по коррекции агрессивного поведения детей

  4. организовать и провести диагностику поведения детей старшего дошкольного возраста при помощи анкетирования родителей и педагога;

  5. проанализировать результаты диагностического исследования;

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературных источников; наблюдение; анкетирование родителей и воспитателя; сравнительный анализ.