1.2. Мотивация производительности труда.
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.
Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, а также развивать свои умения и способности. Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения по службе, похвала или наказание руководителя и т.п. Они оказывают сильное воздействие, но не обязательно длительное. Более эффективной является такая система факторов, которая будет оказывать влияние, как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию.
Мотивация – процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Мотивация труда персонала является ключевым направлений кадровой политики любого предприятия.
Система мотивации — это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.
Не секрет, что основа подавляющего большинства мотивационных методик — деньги. Уровень доходов является важным фактором, руководствуясь которым сотрудники выбирают себе место работы или принимают решение о его смене/сохранении.
Материальные стимулы:
1. Зарплата.
2. Премии. Бонусы. Помимо заработной платы должны быть денежные выплаты по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника.
3. Участие в прибыли компании.
4. Подарки. Люди должны чувствовать, что о них заботятся, тогда они будут работать более эффективно.
5. Новая схема поощрения. Она заключается в системе кредитования: работникам предоставляется кредит, который они могут выплатить в течение 5-10 лет по определенному проценту.
6. Практические результаты аттестации. Каждый год проводится аттестация. Результаты сказываются как на продвижении по службе, так и на размере материального вознаграждения.
7. Обучение. Включает в себя широкий спектр тренингов, курсов в России и за рубежом. Кроме того, работник может выбрать обучение самостоятельно, и компания это оплачивает. Оплата составляет от 20% до 100%, в зависимости от того, насколько это необходимо.
Для нематериальной мотивации можно выделить следующие составляющие:
1. Карьерный рост. Людям нравится думать, что их карьера прогрессирует. Даже небольшое увеличение ответственности дает положительный импульс.
2. Рабочее место. Производительность и эффективность труда работников теснейшим образом связаны с условиями их труда. Все имеет значение: рабочее пространство, оборудование, наличие или отсутствие кондиционирования воздуха, даже степень комфортабельности мебели.
3. Участие в инновациях. Участие в инновациях — это как бы улица с двусторонним движением. Сотрудники чувствуют, что им доверяют и их ценят, особенно когда какие-то идеи принимаются к рассмотрению или, что еще лучше, претворяются в жизнь.
4. Командировка как награда. Для тех, кто часто ездит по служебным делам, командировка вовсе не награда. Но сотрудник, все время сидящий в офисе, может обрадоваться поездке как выигрышу в лотерею.
5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Задача не такая простая, как может показаться, и зачастую для ее решения прибегают к услугам профессионалов — психологов и специалистов по консалтингу.
6. Разделение успеха. Разделение успеха компании с сотрудниками — это нечто большее. Чем выражение признательности или даже денежные премии. Когда люди чувствуют, что вносят свой вклад в достижение компании, они дольше сохраняют ей верность и более ответственно относятся к своей работе.
7. Гибкий график работы.
Это режим, предполагающий обязательное присутствие на работе в течение определенного периода времени и отработку установленного количества часов в неделю. Однако работники сами могут регулировать время начала и конца рабочего дня. Дает возможность работать именно тогда, когда у людей наибольшая работоспособность («совы» не должны приходить к 8:00, а «жаворонки» могут раньше начинать рабочий день). Дает возможность сотрудникам самим распределять рабочее время.
8. Создание команды.Одна из самыхпопулярных сегодня стратегий мотивации — создание команды. Работа в команде под руководством лидера — это правильный принцип.
9. Социальная политика. Корпоративная социальная политика — это разработка и реализация мероприятий и программ, обеспечивающих социальную защищенность и высокий социальный статус сотрудника компании — условия труда, фирменная спецодежда и защита, корпоративные здравницы, дома отдыха, корпоративные праздники.
10. Корпоративная культура. Это набор элементов, которые обеспечивают мотивацию сотрудников без каких-либо денежных выплат, создавая благоприятный климат для работы. К базовым элементам корпоративной культуры относятся: миссия компании (общая философия и политика), базовые цели (стратегия компании), этический кодекс компании (отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками), корпоративный стиль (цвет, логотип, флаг, униформа).
11. Соревнование. Это элемент, с одной стороны, обеспечивающий реализацию соревновательного духа сотрудников, с другой — позволяющий администрации выделить лучших и продемонстрировать свою благодарность им. Соревновательный стиль работы обеспечивает наилучшее понимание целей и задач подразделения и компании всеми сотрудниками, а также культивировать чувство причастности каждого к результатам труда всего коллектива.
К социальным гарантиям отнесем следующие составляющие:
1. Оплата различных страховок. К ним относятся – медицинская страховка, которая распространяется не только на сотрудников, но и на членов их семей.
2. Дотации на питание. Как путем некоторых прямых денежных выплат, так и оплаты части стоимости питания в любой столовой.
3. Дотации на транспорт.
4. Дотации на посещение различных спортивных учреждений.
5. Гарантированные дополнительные пенсионные выплаты предприятия.
6. Оплачиваемый отпуск и другие выходные отгулы.
- Курсовая работа по дисциплине: "Управление человеческими ресурсами"
- 1. Теоретические основы анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
- 1.1. Понятие и состав трудовых ресурсов.
- 1.2. Мотивация производительности труда.
- 1.3. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
- 1.4. Задачи и источники анализа использования трудовых ресурсов
- 2. Анализ трудовых показателей ооо «ит-Сервис»
- 2.1. Характеристика предприятия.
- 2.2. Анализ обеспеченности ооо «ит-Сервис» трудовыми ресурсами.
- 3. Основные направления по повышению Эффективности использования персонала.