logo
Спонсорство в спорте

Вопрос 2. Субъекты и объекты спортивного спонсорства

Спонсорская деятельность возможна лишь при наличии ряда участников.

Основными элементами организационной структуры спонсорства спорта являются: субъекты (спонсоры), объекты (спонсируемые), посредники. В зависимости от конкретной ситуации организационная структура спортивного спонсорства может упрощаться и включать лишь субъект и объект спонсорской деятельности.

Субъекты спортивного спонсорства весьма неоднородны. Спонсорскую поддержку российскому спорту оказывают фирмы производственной и непроизводственной сферы, различных отраслей промышленности, разнообразные по величине, действующие на международном, национальных, региональных и местных рынках и т.д.

Основные российские субъекты спортивного спонсорства:

Фирмы, компании, концерны различного профиля, промышленные предприятия различного профиля, банки, финансовые компании, страховые общества, спортивные организации, сельскохозяйственные предприятия.

В качестве зарубежных субъектов спонсорства российского спорта в 2000 году выступало 15 различного рода организаций (15,3% от общего количества субъектов спонсорства), в 2001 году - 27 (19,7%), в 2002 году - 30 (19,9%), в 2003 году - 36 (32,7%), в 2006 – 48 (38,2 %). Таким образом, налицо активизация спонсорской деятельности иностранных фирм на спортивном рынке России.

Основные объекты спонсорства в сфере спорта: соревнования, команды, спортивные клубы по видам спорта.

Спорт как глобальный объект спонсорства не является однородной организационной структурой. В связи с этим у субъектов спонсорской деятельности возникает проблема выбора локального, конкретного объекта для того, чтобы использовать возможности сферы спорта наиболее оптимально для своей рыночной деятельности.

Приведенные данные об основных объектах спонсорской деятельности в сфере спорта свидетельствуют, что с течением времени активизируется спонсорская помощь спортивным клубам, отдельным спортсменам и федерациям по видам спорта. В то же время спонсоры в меньшей степени стали обращать внимание на поддержку таких объектов сферы спорта, как спортивные команды, спортивные соревнования, физкультурно­-оздоровительные мероприятия и т.д.

Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности является вид спорта. Следует отметить, что спектр видов спорта, получающих спонсорскую поддержку, расширяется. Вместе с тем количество спонсируемых видов спорта составляет в среднем только около 1/3 от всех культивируемых Федеральным агентством Российской Федерации по физической культуре и спорту. Характерно, что в России помощь от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в других странах мира не оказывают подобной поддержки (альпинизм, армрестлинг и др.).

Наиболее привлекательны для спонсоров следующие виды спорта: футбол, хоккей с шайбой, бокс и кикбоксинг, лыжный спорт, легкая атлетика, теннис, баскетбол.