Вопрос 1. Понятие спонсорства спортивного движения
В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких на первый взгляд по смыслу, но, по существу, заметно отличающихся от спонсорства, а именно: поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что специалисты различных стран мира по-разному трактуют феномен спонсорства спорта. Поэтому одной из важнейших задач является уточнение понятия "спонсорство" в области спорта.
Спонсор (англ.) – поддерживать, субсидировать. В современном понимании спонсорство означает финансовую поддержку кого-либо в обмен на определенные услуги – чаще всего рекламного характера.
Спонсорство в спорте играет важную роль, как для спортивных организаций, так и фирм-товаропроизводителей.
Закон Российской Федерации "О рекламе" (2002 г.) трактует спонсорство как «... осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, про ведения работ) в деятельность другого юридического физического или лица (спонсируемого) условиях на распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу... Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого».
Детальный анализ понятия "спонсорство" в интерпретации ученых различных стран мира, в том числе и отечественных специалистов, дал возможность установить, что спонсорство спорта это:
- вид материальной поддержки спорта, а также других сфер общественной жизни, которая может осуществляться в различных формах;
- такой вид материальной поддержки сфер общественной жизни, включая сферу спорта, который в обязательном порядке предусматривает встречную услугу, что отличает его от патронажа, благотворительности, покровительства и меценатства;
- деятельность, как правило, юридических, а не физических лиц;
- деятельность, которая ставит спонсируемого в определенную зависимость от требований спонсора;
- неотъемлемая составная часть маркетинговой стратегии организаций, имеющих, как правило, достаточно высокий уровень развития;
- деятельность инновационная по своей сущности.
С учетом выявленных специфических особенностей и сформулированных специальной литературе методологических требований к выработке научных определений нами предлагается следующая развернутая трактовка понятия "спонсорство" в сфере спорта:
Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) В ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания.
Выделяют три основные условия, характерные для спонсорства:
- спонсор может вносить вклад в спорт в денежной или какой-либо другой форме;
- спонсируемая деятельность не является частью основных коммерческих операций компании-спонсора;
- от своей деятельности спонсор ожидает увеличения популярности.
Спонсором (поручителем, устроителем, организатором) считается лицо, которое помогает реализации какого-либо мероприятия. Спонсор безвозмездно выделяет либо финансовый, либо имущественный взнос в организацию, проводящую определенное мероприятие (например, в Оргкомитет по проведению крупного спортивного соревнования) или в уставной фонд вновь создаваемого предприятия, организации (например, в Фонд помощи спортсмена).
В России применяются различные формы поддержки спорта спонсорство, меценатство, благотворительность и т.д.
Спонсорство следует отличать от меценатства (покровительство искусства и спорта, безвозмездно). Если первый вид (спонсорство) деятельности основывается на принципе «Услуга за услугу», то второй (меценатство) – на идейных соображениях.
Спонсорство, в отличие от благотворительности, предпринимается в коммерческих интересах, поэтому к спонсорам следует относиться как к клиентам, деловым партнерам, а не как к меценатам и покровителям.