1.1 Определение и типология смк
Ученые обозначили пять мощнейших толчков, ускоривших развитие человечества, которые получила культура за время ее существования.
Первый — появление устной речи; второй — изобретение письменности, позволившей человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте; третий — появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуре. Четвертый — возникновение электронных средств массовой коммуникации (СМК), которые предоставили возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире. Пятый, по оценкам многих специалистов, — возникновение и развитие сети Интернет, как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также осуществлении множества других функций.
Существует множество определений СМК, рассмотрим сначала составляющие этого термина.
1.Коммуникация (лат.) – связываю, делаю общим.
2.Коммуникация – процесс обмена информацией между системами.
1. Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений между численно большими рассредоточенными аудиториями с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания политического экономического и морального воздействия на оценку, мнение, поведение людей.
2. Массовая коммуникация – систематическое распространение информации с помощью средств массовой информации.
3. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Существует несколько вариантов классификации СМК, например:
Простые М.К.(газета, фотография, грамзапись, кино, телефон, радио).
Сложные М.К. стали глобальным явлением (магнитная запись, телевидение, факс).
Современные М.К.(лазерная запись информации, Интернет, сотовая связь).
Перспективные (а кое-что уже современные) М.К. (симбиозная связь, сотовая плюс Интернет, вживляемые (биоэлектронные) массовые коммуникации).
Прогнозные системы М.К.(информационный океан, телепатическая связь).[8]
.Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.
Немецкий социолог и историк М.Вебер утверждал, что основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новое: новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него; и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников.
Таким образом, можно утверждать, что средства массовой коммуникации это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.) с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.
Известно два типа средств коммуникации:
Естественно возникший (язык, мимика, жесты).
Искусственно созданный (технический):
а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность);
б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф, Интернет).
Хотя предметом нашего исследования является второй тип коммуникаций, в контексте эволюции СМК, рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена:
- Глава 1 Эволюция массовых коммуникаций
- 1.1 Определение и типология смк
- 1.2 Фазы развития массовых коммуникаций
- 1.2.1 Устная фаза
- 1.2.2 Письменная фаза
- 1.2.3 Книжная фаза
- 1.2.4 Эпоха телевидения
- 1.2.5 Компьютерная фаза.
- Глава II. Современные смк как фактор социализации.
- 2.1 Роль смк в социализации подростков. Влияние телевидения на социализацию.
- 2.2 Реклама – зло или благо.
- 2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков
- 2.4 Политическая социализация посредством сми
- Глава III. Медиаобразование
- Заключение.