logo
СМИ / СМИ в процессе социализации

2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков

Агрессия как модель поведения ежедневно приходит к нам через телеэкран. ТВ легко формирует сильные установки, непроизвольное стремление к повторению однажды пережитых состояний.

 Когда что-то делается легко и приятно, у многих формируется потребность повторять это действие. Даже одиночное переживание определенной цепочки информационно-эстетического воздействия (сюжета) формирует предрасположенность к повторному переживанию идентичного состояния.

Зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, а порождаемые им ассоциативные образы – определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система, особенно у детей, будучи не в состоянии выдержать такую интенсивную нагрузку, уже спустя 15-20 минут формирует тормозную реакцию в виде трансового (гипноидного) состояния, резко ограничивающего восприятие и интеллектуальную обработку информации, но интенсифицирующего процессы ее фиксации и программирования поведения.

То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или осуждалось, сегодня восхваляется, смакуется, рекламируется (нетрадиционные формы сексуального поведения, азартные игры, проституция, наркомания, коррупция и пр.). Создается впечатление естественности, неизбежности и даже прогрессивности происходящего, что оказывает чрезвычайно негативное влияние на подростковую и юношескую психику. Если в 70-е годы тема убийства была темой публицистики "О подлости" Р.Рождественского: "Убили парня. Ни за что. За просто так. Спокойно как в игре", то сейчас это мотив для дискотеки: "Убили негра".

Наблюдение за взрослыми и подростками показало, что люди, смотрящие телевизор не менее четырех часов в день, более уязвимы для агрессии со стороны других и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у ТВ 2 часа и меньше.

Исследования, проведенные в США в 1988 г . показали, что средний 10-летний ребенок проводит перед телевизором больше времени, чем в классе. Отчет Национального института психического здоровья (1982) свидетельствует, что к 16-летнему возрасту, средний телезритель уже видел около 13 тыс. убийств и множество других актов насилия.[8]

Интересны данные исследования психологов г. Энгельс (Саратовская область), проведенного среди учащихся 7-9 классов в 2002 году:

«Исследование показало, что более 80% детей регулярно встречаются с фактами насилия в различных его проявлениях со стороны ровесников и взрослых. При этом повысилось количество подростков (27% опрошенных), принимающих и оправдывающих подобное поведение, хотя и с оговоркой на "определенные обстоятельства". Каждый седьмой старшеклассник уверенно заявляет, что фильмы с обилием сцен насилия учат его ровесников тому, как добиваться своих целей в жизни. Усваивая уроки жестокости реальной жизни сегодняшнего кризиса нашего общества, в отсутствие должных общественных институтов, дети и подростки учатся социальной агрессивности с помощью телевидения, фильмов, компьютерных игр, современной русской поп-музыки и т.д.». [3]

В настоящее время социальная ответственность за подрастающее поколение фактически полностью переложена на родителей.

Школа реально способна действовать организованно в данном направлении, например, создавая и внедряя психолого-педагогические программы, способные:

подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям рекламы, фильмов, телепередач и т.д.;

помочь осознать детям их цели, потребности и способы их удовлетворения с помощью телевидения (развлечение, снятие стресса, познания и другие);

формировать визуальную грамотность с учетом того, что большая часть сообщений масс-медиа не может быть должным образом воспринята и понята детьми (формирования навыков критического телесмотрения и зрительской самостоятельности)…