6.1 Выставки-ярмарки.
Выставочно-ярмарочная деятельность неразрывно связана с туристским и гостиничным бизнесом. Выставка – процесс показа, осуществляемого в конечном малом интервале времени, в отличие от музейного, где экспозиция претерпевает малые изменения во времени. Выставочные мероприятия предоставляют туристской фирме широкие возможности в области распространения и одновременно получения экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости.
Выставочные мероприятия занимают особое место в арсенале средств современного туристского маркетинга. Они представляют туристскому предприятию большие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной её стоимости. Выставочные мероприятия являются своего рода зеркалом развития отрасли, биржей информации, термометром цен, средством прогнозирования конъюнктурных изменений, а также явлением с экономическим, политическим и социальным подтекстом. Дело в том, что туристское предприятие (экспонент) обладает многочисленными возможностями, чтобы превратить для клиента посещение выставки во впечатляющее переживание, например, при помощи организации шоу-программ, викторин, лотерей и т. д. [16,с.23]
Участие в работе ярмарок и выставок – эффективное и мощное средство формирования маркетинговых коммуникаций туристских предприятий. Давно уже став самостоятельным направлением коммуникационной деятельности, участие в выставках и ярмарках представляет собой сложный единый комплекс приёмов и средств таких основных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций, как реклама (печатная, щиты, выставки и т. д.), пропаганда, личная продажа (работа стендистов), стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок и т. п.).
Значение выставочных мероприятий для туристского предприятия можно сравнить с функцией барометра для метеоролога: его одного недостаточно для прогноза погоды, но и без него сделать это не представляется возможным. Так и с помощью выставочных мероприятий невозможно решить все проблемы фирмы, но эти мероприятия являются незаменимым средством маркетинговых коммуникаций, которым турпредприятие не должно пренебрегать.
Международное бюро выставок определяет выставку как «показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив». [16,30]
Ярмарка, по определению Союза международных ярмарок, «представляет собой экономическую выставку образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, на территории которой она находится, представляет собой крупный рынок товаров, действующий в установленные сроки в течение ограниченного времени в одном и том же месте, и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах».
В данной таблице представлены виды, специфика и характеристики основных выставочных мероприятий в сфере туризма. С целью повышения эффективности участия в определённых выставочно-ярмарочных мероприятиях осуществляется их классификация, которая может быть проведена по ряду признаков.
Таблица 4 - Классификация выставочных мероприятий.
Признак классификации | Виды выставочных мероприятий |
Цели проведения | Торговые Информационно-ознакомительные |
Частота проведения | Периодические Ежегодные Сезонные |
Характер предложения Экспонатов | Универсальные Многоотраслевые Отраслевые Специализированные Комбинированные |
Состав участников | Региональные Межрегиональные Национальные Международные |
В мире проводится достаточно много выставочных мероприятий, так или иначе связанных с туризмом. Важнейшими среди них являются выставки в Брюсселе (1,2 млн. посетителей), Милане, Вене (около 0,5 млн.), Шарлеруа (400 тыс.), «Всемирная неделя туризма и путешествий» в Париже (около 200 тыс.), «Фитур» в Мадриде (250 тыс.). С каждым годом набирает обороты и приобретает популярность выставка «Путешествие и туризм» в Москве. [19,6]
Особо следует выделить международные туристские биржи. Это выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными мероприятиями) и их продавцами (турфирмами). Такими биржами обычно открывается или завершается период активной рекламы туров, объявленных на следующий год. Крупнейшими международными биржами являются «ITB» (Берлин), «London Travel Market» и др.
Для того чтобы сделать участие в выставке (ярмарке) более эффективным средством маркетинговых коммуникаций, туристская фирма должна с особой тщательностью планировать свою работу в выставочных мероприятиях. [17,с.4]
Под термином «выставка-ярмарка» понимается стремление ее организаторов показать, что демонстрируемая продукция, товар предназначены, прежде всего, для рынка или для получения инвестиций для продвижения на рынок. Давно уже став самостоятельным направлением коммуникационной деятельности, оно объединяет такие основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций, как реклама, пропаганда, личная продажа (работа стендистов), стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок и т.д.).
Всемирные выставки – события достаточно редкие – они проходят раз в два-четыре года. Их посещают сотни тысяч туристов. Торгово-промышленные выставки привносят много нового в гостиничный бизнес.
Крупнейшей выставочной территорией мира является Ганноверская (478900м2), далее – выставочные центры в Милане (270000м2), Франкфурте (263000м2) и другие. Среди отелей, имеющих выставочные площади, превалируют американские: самый признанный из них – Opryland Hotel Convention Centre в Нешвиле имеет выставочные площади размером 55740м2.
В мире также проводится достаточно много выставочных мероприятий, так или иначе связанных с туризмом. Важнейшими из них являются выставки в Брюсселе (1,2 млн. посетителей), Милане и Вене (около 0,5 млн.) Шарлеруа (400 тыс.), «Всемирная неделя туризма и путешествий» в Париже (около 200 тыс.), «Фитур» в Мадриде (250 тыс.).
Международные туристские биржи представляют собой выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными предприятиями) и их продавцами (туристскими фирмами). Крупнейшими международными туристским биржами являются ITB (Берлин), London Travel Market (Англия), FITUR (Мадрид) и другие.
Для того, чтобы сделать участие в выставке (ярмарке) более эффективным средством маркетинговых коммуникаций, туристская фирма должна с особой тщательностью планировать свое участие и работу на этих мероприятиях.
Положительный образ любой, в том числе туристской фирмы, начинается с названия и способа его написания на фрезе стенда. Специалисты по маркетингу считают, что название фирмы, ее товарный знак имеют большое значение как часть представительства6.
Неизменность названия - основа паблисити. К названию привыкают, стенд фирмы прочно удерживается в памяти. Фирма начинает вызывать большее доверие у партнеров по сотрудничеству и у клиентов. Это облегчает деловые контакты.
Ассоциация с выпускаемой продукцией, с ее характерными и приятными чертами. Стенд, украшенный плакатами, орнаментами, скульптурами стран, предлагаемых в программах, способствует созданию товарного знака фирмы.
Неповторимость оформления стенда. Этот стенд вызовет больший интерес у клиентов, и при возникновении неблагоприятного впечатления об одной из фирм с похожими стендами, это впечатление может быть подсознательно перенесено и на другую фирму.
На имидж фирмы работают и ее эмблема, и товарный знак, размещенные на стенде. Используя или создавая хорошо известные товарные марки («Жана Нур», «Union Estate» «Gulnar Tour» и другие), компании могут получить общественное признание, широкое распространение и более высокие доходы.
Существует несколько типов обозначений торговых марок:
• фирменный знак - символ, рисунок или отличительный цвет;
• торговый образ - это персонифицированная торговая марка;
• товарный знак (знак обслуживания) - это фирменное имя, фирменный знак, товарный образ.
Уважение и признание получает та фирма, которая сотрудничает с известными и солидными партнерами. Недаром гласит поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Эта поговорка имеет непосредственное отношение к выставочной работе туристской фирмы. Широкое освещение на стенде партнерских взаимоотношений с известными солидными компаниями принесет туристской фирме хороший результат. Членство в международных туристских организациях повысит ее имидж в глазах партнеров и клиентов, поскольку известные международные организации, которые дорожат своей репутацией, не всякую фирму примут в свои члены.
Культура обслуживания, четкость, быстрота работы персонала туристской фирмы на стенде - все это имеет значение для формирования положительного образа туристской компании.
Особо следует отметить форменную одежду сотрудников. Форма (если она есть) должна быть выдержана в цветовой гамме эмблемы компании, ее товарного знака. Наличие формы создает впечатление не только корпоративности, но и дисциплины, что в свою очередь вызывает ощущение надежности.
Надежность - одно из важнейших потребительских качеств туристского продукта и соответственно одно из важнейших качеств, влияющих на имидж туристской фирмы.
Положительный образ туристской фирмы на выставке - привлекательный фактор для клиентов и партнеров, мотивирующий их обращение именно в эту туристскую организацию для решения проблем своего отдыха или партнерской деятельности.
Для участия в выставке фирма не позднее, чем за полгода должна составить заявку на участие в выставке с указанием необходимых площадей, условий размещения и оборудования.
При долгосрочном планировании учитываются расходы, которые может потратить фирма для участия в выставке. На основе выделенной суммы выпускается необходимая печатная продукция для распространения на выставке. Составляется текущий план для работы на выставке с учетом необходимого количества сотрудников, ставятся цели, для достижения которых и организуется участие в выставке.
Для размещения своего стенда туристская фирма арендует площадь не менее 9 м2. Возможна аренда необорудованной площади и готового стенда. Необорудованная площадь включает: площадь в павильоне, уборку и охрану павильона, страхование гражданской ответственности.
Существует 5 вариантов размещения стенда:
Линейное. Открыта только одна сторона, минимальная площадь 12 м2.
Угловое. Открыты две стороны, минимальная площадь 18 м2. Наценка на такое размещение 10 %.
Полуостров. Открыты три стороны, минимальная площадь 36 м2. Наценка на такое размещение 15 %.
Остров. Открыты четыре стороны, минимальная площадь 72 м2. Наценка на такое размещение 20 %.
Второй уровень. Двухуровневый стенд. Наценка за такое размещение 50 %. Возможна также реклама в официальном каталоге выставки.
Хорошие результаты по привлечению клиентов могут появиться при наличии на стенде видеоматериалов, проведении лотерей, шоу с участием известных артистов, а также при установлении скидок на туры на период работы выставки.
Некоторые фирмы, кроме того, организовывают и продажу туристских путевок непосредственно на стенде.
Таким образом, профессионализм стендовой работы при проведении выставок способствует достижению высоких результатов в период всего предстоящего сезона. Хорошо спланированная организация стенда на выставке, красочные и наглядные экспозиционные материалы могут поднять имидж фирмы, как среди партнеров, так и среди простых потребителей, помогут заключению взаимовыгодных контрактов и договоров.
Туристская организация, участвующая в выставке, ставит ясную цель - достижение конкретных результатов. Она подготавливает экспозиционный материал, который и будет представлен на выставке.
Следует также учитывать современную особенность потребителя, который загружен различной информацией. Множество фирм предлагают на выставке одинаковые страны и маршруты почти по одинаковым ценам. Поэтому прайс-лист должен выделяться из общей массы.
Прайс-лист обычно составляется на весь сезон и содержит цены на тур на весь сезон, с возможным изменением их в зависимости от сроков поездки (цена тура при проживании в одной и той же гостинице может меняться в зависимости от времени: пик сезона или межсезонье); цены при различных условиях проживания (цена меняется при условии проживания в номере одного человека, двух или семьи с детьми), а также при проживании в различных типах номеров (стандартный номер, трехместный номер, сьют, бунгало, вилла или президентский номер люкс); цены на тур с различными типами питания (проживание в гостинице и завтрак, полупансион, полный пансион или система «все включено в стоимость» (all included) - это когда клиент пользуется всеми ресторанами и барами гостиницы бесплатно). Обычно в прайс-листе приводят цены на дополнительные услуги туроператора (дополнительные экскурсии, аренда машин и т. д.).
Хорошо составленный прайс-лист дает потребителю возможность:
наглядно сравнить наши цены с ценами конкурентов;
проанализировать рост и падение цен в, зависимости от сезона;
в комплекте с каталогом потребитель сможет дома, в спокойной обстановке рассчитать и спланировать свою предстоящую поездку.
Здесь еще одно преимущество: в будущей работе туристские агентства менеджеры будут частично освобождены от работы, будет разгружен контактный телефон фирмы. Клиенты будут приходить в офис со знанием цен и условий поездки.
В идеале прайс-лист должен отвечать требованиям всех сегментов рынка. Должен существовать разброс в ценах, предназначенных на людей разного уровня дохода.
Участие туристского агентства в выставке дает ему дополнительную возможность проведения переговоров со своими туроператорами из разных стран и регионов, возможность разработки новых программ и направлений и возможность переговоров с этими туроператорами.
В ходе работы туристской выставки любая организация может поднять свой имидж в глазах партнеров и клиентов, проанализировать все плюсы и минусы своих программ. Имеется возможность непосредственного контакта с потребителями, представить свои новые программы и дать по ним полную информацию, провести переговоры и заключить контракты с туроператорами и турагентами для приобретения у туроператоров новых программ и направлений и для реализации собственных программ через новых турагентов. Грамотно проведенная выставочная работа способствует привлечению новых клиентов и партнеров, содействует расширению поля деятельности туроператора как со своими партнерами, так и отдельно с клиентурой. Как показывает практика, более 50% реализации турпродукта осуществляется в ходе экспозиционно-выставочной работы туроператора.
Знание технологии подготовки и проведения стендовой работы и экспозиционно-выставочной деятельности представляет предмет конкретного управленческого влияния туроператора на рынок предложений, систему продаж его собственного продукта.
Необычайно раздвигается горизонт туристских связей и расширяются сети продаж в ходе переговорных мероприятий, проводимых туроператорами на выставках и экспозициях. Это требует управленческих решений, подкрепленных технологическими знаниями профессиональных работников туроператора и туристского агентства.
- Министерство образования и науки республики казахстан
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Реклама в комплексе маркетинга.
- 1.1 Комплекс маркетинговых коммуникаций.
- 1.2. Достоинства и недостатки отдельных элементов комплекса коммуникаций.
- Тема 2. Реклама в индустрии туризма.
- 2.1 История рекламного дела
- 2.2 Роль, функции и задачи рекламы в туризме
- 2.3. Особенности современной деятельности туристских предприятий Республики Казахстан
- Тема 3. Рекламные исследования и определение целей рекламы.
- 3.1. Информационное обеспечение рекламной деятельности.
- 3.2. Сущность рекламных исследований.
- 3.3. Направления рекламных исследований.
- 3.4. Определение целей рекламы.
- Тема 4. Информационно-рекламные материалы.
- 4.1 Виды информационно-рекламных материалов
- 4.2 Основные принципы составления информационно-рекламных материалов
- Приёмы использования «универсальных» законов прочтения композиции.
- Правила описания эффективного текста рекламы:
- 5. Рекламные средства и их применения.
- 5.1 Печатная, телевизионная и радиореклама.
- Наружная реклама. Реклама на городском транспорте. Прямая почтовая реклама. Прямая почтовая реклама. Интернет.
- 5.3 Паблик Рилейшнз.
- . Эффективные методы рекламы
- Реклама туристских услуг на выставках и ярмарках.
- 6.1 Выставки-ярмарки.
- 6.2 Анализ выставочно-ярмарочных мероприятий в Казахстане
- Казахстан имеет уникальные возможности для развития почти всех видов туризма.
- 6.3 Планирование рекламной кампании.
- 6.4 Оценка эффективности рекламной кампании.
- 6.5 Анализ рекламной деятельности в казахстане
- Реклама национального туристского продукта.
- Регулирование рекламной деятельности в рк.
- Международная реклама.
- I. Законодательные и нормативно-правовые акты Республики Казахстан
- II. Научная, учебная и методическая литература
- III. Статьи из журналов и газет